Воскресенье, 24 ноября
Shadow

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Итак, будьте совершенны,
как совершенен Отец ваш
небесный (Мф. 5:48)

Наиболее подробно нагорная проповедь изложена у евангелиста Матфея (Мф. 5). Отдельные отрывки её так же находятся у евангелиста Луки. Нагорная проповедь содержит в себе суть новозаветного учения Иисуса Христа. Гора, на которой была произнесена Господом эта проповедь, находилась недалеко от Генисаретского озера между Капернаумом и Тивериадой.
Богоизбранный еврейский народ, который к пришествию Христа на землю находился в особом напряженном ожидании Мессии, гордился своим избранничеством, особенно это выражалось в лице религиозных руководителей. Религиозность этих людей носила внешний характер, потому что они мечтали о приходе того Мессии, который освободил бы их от римского владычества и покорил бы им все народы. Ожидался земной Царь и Владыка, стремления евреев были направлены к достижению временного и преходящего удовольствия.
Проповедь, произнесенная Спасителем, явилась полным противоречием материальных ожиданий и упований евреев. Ведь они ожидали времени, когда Бог придёт во славе, чтобы быть их Царем. Но Спаситель предлагает совершенно новую жизнь всем верующим, всем оставившим прежний образ жизни и последовавшим за Ним. Таким образом, заповеди блаженства переворачивают мирские представления о счастье. И как тяжело было многим принять слово Спасителя о Царстве Небесном, а не земном, о Царстве духовном, а не материальном, Царстве вечном, а не временном.
Исполняющим заповеди, Господь обещает блаженство. Под блаженством понимается идеальное спасение, без примеси земных скорбей, хотя оно употребляется для определения земного счастья в том числе.
Таким образом, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слова, можно подразумевать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство. Они обладают внутренними достоинствами, внутренним миром и счастьем уже здесь на земле.
Святитель Николай Сербский сравнивает девять заповедей блаженств Спасителя с пирамидой: «… пирамида имеет девять основных этажей, а десятый этаж есть башня радости, которой сам Господь коронует всё сооружение. Каждый этаж имеет несколько своих особых уровней и множество отделений». 1 Причем святитель Николай Сербский замечает, что все верхние этажи опираются на те, которые под ними, что естественно и при обычном строительстве на земле.
«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?» (Мф. 5:13), — обращается Спаситель к Своим ученикам. Соль – это необходимый пищевой продукт, без которого не могут обойтись ни люди, ни животные. «Нет ничего полезнее Солнца и соли», — говорили древние римляне. Плутарх называет соль «благодатью», Гомер прилагает ей эпитет «божественная».2 В словах Спасителя выражается мысль о том, что ученики Христа необходимы и ценны для мира. Это выражение в рассматривании со вторым «вы – свет мира» (Мф. 5:14), открывает нам глубокий смысл.
Сотворенный Богом человек является венцом творения. По Божественному замыслу он был призван к совершенной, вечной и блаженной жизни в полной гармонии с окружающим его миром. И если человек теряет смысл своего существования, он, как потерявшая свою солёность соль, оказывается пустым и лишним на земле. Но тот, кто является истинным последователем и выразителем Божественного замысла, должен быть тем светильником, который освещает мир и жизнь всех других людей. Источником этого света является Сам Бог, творец и Спаситель мира. 3 «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16), — говорит Господь.
«Свет исходит столько же от лиц, сколько и от их добрых дел, которые им свойственны, — объясняет толкователь Священного Писания Лопухин, — Эти дела пусть видят и прославляют Отца Небесного» 4
После этого Господь Иисус Христос говорит о том, что Он пришел исполнить Ветхозаветный закон, который был дан через Моисея, и в Нем должны исполниться древние пророчества. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Этот закон уже нельзя понимать в том Ветхозаветном значении, в котором его истолковывали книжники и фарисеи. Они просто не могут привести человека к Богу. Поэтому Бог Сам пришел на землю, чтобы человек мог взойти на Небо. «Сын божий становится Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим», — говорит священномученик Ириней Лионский.
Затем Спаситель разъясняет народу как по-новому нужно понимать древние Божественный заповеди. Толкование начинается словами: «вы слышали, что сказано древним…» и потом: «Я говорю…». Самое главное здесь заключается в том, что, несмотря на кажущееся резкое противоречие старого, и нового, Христос нигде не повреждает смысла древнего закона.
Христос особенно подчеркивает необходимость исполнять две заповеди: «не убий» и «не прелюбодействуй». Тот, кто нарушает эти заповеди, подлежит «геенне огненной». Однако, по словам Христа «геенне огненной» подлежат не только те, кто убивает и прелюбодействует, но и те, в чьем сердце гнев на своего брата, кто пребывает в постоянной вражде со своим ближним. «А я говорю, что всякий, гневающийся на своего брата, напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:25), — говорит Господь, призывая к примирению с ближними.
При Моисее между израильтянами была очень распространена клятва, как старинный обычай. Поскольку к ней часто обращались, Моисей ввел определенные ограничения. Например строго запрещалась ложная клятва с упоминанием имени Бога.5 «не произноси имени Господа твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). В отношении нового Завета, Христос вообще запрещает всякую клятву. Потому что для праведного человека вполне достаточно сказать «да» или «нет». Христианин должен быть настолько честным и правдивым, чтобы люди верили одному его слову. Недопустима пустая легкомысленная клятва, которая больше свидетельствует о бесчестности человека, чем о его правдивости. Древний закон «око за око и зуб за зуб» ограничивал размер мести. Не позволялось обидчику наносить вред больший, чем человеку, который был обижен. Христос же отменяет месть совершенно. Спаситель говорит: «… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). Бог хочет, чтобы все люди были достойны Небесного Царства, и человек, который желает истинного блага своим ближним, является сыном Небесного Отца. «Итак, будьте совершенны, — говорит Господь, — как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
Затем Спаситель переходит к поучению о милостыне, молитве и посте.
Христова заповедь о любви тесно связана с поучением о том, как нужно творить милостыню. Господь хочет, чтобы помощь нуждающимся людям была делом нашего любящего сердца. Чтобы это великое дело не сводилось к бесчувственному обычаю, к достижению низменных целей.
Молитва к Богу должна быть действительным обращением сердца человека. Всякая лицемерная демонстрация нашего молитвенного благочестия оскорбляет Бога. Обращаясь к народу, Спаситель произносит молитву Господню, которая является образцом всех христианских молитв. Господней она называется потому что она произошла непосредственно от Самого Иисуса Христа. Святые отцы говорят, что в молитве Господней кратко изложено всё благовестие Христово.
В Библии много рассказывается о том, что во время тяжких бедствий или, когда готовились к какому-либо важному делу, объявляли пост на несколько дней, в продолжение которого народ, одевшись во вретища и посыпав голову пеплом, воздерживался от пищи и просил у Бога милости и помощи (Иона 3:5), (Иер. 36:9). Но внутреннее значение поста постепенно стало терять свою силу. Еще ветхозаветные пророки часто напоминали о том, что внешний пост без истинного покаяния и обращения к Богу ни к чему не приведет: «в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» (Ис.58:3)6.
Поэтому Спаситель учит народ, что пост должен быть обязательно тайным, внутренним расположением человека по отношению к Богу. Главное, в посте – это смирение и сокрушение сердца.
Эти три поучения — о милостыне, молитве и посте выделяются Христом. Везде Им сосредотачивается внимание на необходимость внутреннего делания, везде Он противится тому, что делается напоказ. И все эти поучения заканчиваются одними и теми же словами: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Так же следует отметить, что в Нагорной проповеди Господь обращает внимание на важный момент человеческой жизни: на то, как нужно относиться к духовным и материальным ценностям. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, или какой выкуп даст человеку за душу свою» (Мф. 16:28), — говорит Спаситель, утверждая первенство всего духовного, потому что в отличие от земных благ, оно вечно. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — свидетельствует Священное Писание. Нельзя одновременно «служить Богу и маммоне», то есть человек, считающий себя возможным посвящать свою жизнь собиранию земных богатств и одновременно угождать Богу, ошибается.
В заключение Христос напоминает о трудностях следования Его заповедям, потому что, тесны враты и узок путь, ведущие в жизнь. Он предостерегает от лжепророков, которые могут казаться святыми, а внутри будут подобны хищным волкам. Христос предупреждает своих последователей, призывая их к личному подвигу: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Библиография

1. Библия. М. 2000.
2. Полная симфония на канонические книги Священного Писания. М. 1997.
3. Свт. Николай Сербский (Велемирович). Вера святых. 2003.
4. Лопухин А.П. Толковая Библия. Ст. Пб. 1911.
5. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М. 1994.

Материал подготовил иерей Свято-Воскресенского кафедрального собора А.Пальчевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *