“На всех улицах его будет раздаваться: аллилуия, — и будут славословить, говоря: благословен Бог, Который превознес Иерусалим, на все веки!
Тов. 13:18.
Часть 1
Образование Иерусалимской христианской общины
Иерусалимскую Православную Церковь называют Матерью всех христианских Церквей,
В Иерусалиме произошли события, ставшие центром человеческой истории: страдания, распятие, смерть и воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Здесь совершилось сошествие Святого Духа на апостолов в Синайской горнице, и поэтому это место можно считать местом рождения всей Православной Церкви. Отсюда апостолы разошлись на мировую проповедь
Священное Писание так описывает жизнь первых христиан: “Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа… У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного в чем кто имел нужду… Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин” (Деян. 2:42-47; 4:32-35; 5:12-14)..
Фундаментом общности между Иерусалимскими христианами была любовь, делавшая их братьями и сестрами и соединявшая всех в единое семейство, где все дети пользуются одними благами под надзором отца, который, питая ко всем равную любовь, не допускает, чтобы они терпели нужду. Они всегда имели пред глазами заповедь о взаимной любви, которую Иисус Христос внушал им столько раз, особенно во время Своего страдания, когда Он даже определил, что по этой-то любви можно будет распознавать Его учеников (Иоан. 13:35).
Ученики стремились исполнить заповедь Спасителя об отречении от всякой собственности не только в собственном сердце, но и на самом деле, следуя совету: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах” (Мф. 19:21). Ибо гораздо легче не привязываться к тому, от чего мы решительно уже отказались, нежели к тому, чем еще обладаем. Притом же им известно было предсказание Спасителя о разрушении Иерусалима и самое время для сего Им назначенное, а именно — прежде, нежели “прейдет род сей” (Мф. 24:34). Посему они ничего не хотели иметь, чтобы их привязывало к сему несчастному городу и к земле, которая должна была обратиться в пустыню.
Первым епископом Иерусалимской Церкви стал святой апостол Иаков, брат Господень по плоти.
После исцеления апостолом Петром хромого и проповеди, после которой к Иерусалимской общине присоединилось около пяти тысяч человек, началось открытое гонение на христиан со стороны иудеев. Апостолов бросили в темницу, а затем с угрозами прогнали их, запретив говорить об имени Иисуса Христа. Но апостолы продолжали свое благовествование, совершая при этом множество чудес. Тогда первосвященники и саддукеи схватили архидиакона Стефана, и, обвинив его в богохульстве, убили. После этого на Церковь в Иерусалиме обрушилось гонение. Все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
Однако, гонение только способствовало выходу христианской общины за рамки одного города и широкому распространению новой религии.
Политическая власть Иерусалима до царя Ирода Агриппы не принимала участия в гонениях на христиан. Но,ставший царем в 42 г. Ирод Агриппа, желая угодить своему народу, в 44 г. начал преследовать христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Зеведеев и схвачен апостол Петр. Но в ночь перед казнью Ангел Господень освободил Петра, который, попросив уведомить об этом Иакова и остальных братьев, покинул Иерусалим. Эта просьба апостола Петра фактически свидетельствует о превосходстве авторитета св. Иакова среди бывших в Иерусалиме апостолов.
Апостольский Cобор
В 49 г. в Иерусалиме собрался первый в истории христианской Церкви Собор, известный как Апостольский.
Собор состоял из апостолов и пресвитеров, а его председателем был святой Иаков. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на язычников соблюдения ветхозаветного закона.
Видя успех христианской проповеди, иудеи, воспользовавшись отсутствием в городе римского прокуратора Альбина, в 62 г. схватили Иакова, и, обвинив его в богохульстве, приговорили к смерти через побиение камнями.
Спустя почти четыре года после этого в Иерусалиме вспыхнуло восстание. Римляне решили подавить его с помощью огня и меча. Христиане уничтожались наравне с взбунтовавшимися иудеями. Иерусалимская община, во главе которой стоял св. Симеон, покинула город и переместилась в Пеллу — один из немногих городов, которые оставались верными римским властям.
Разрушение Иерусалима
В 70 г. сын императора Веспасиана Тит разрушил до основания Иерусалим и храм.
На иерусалимскую общину в Пеле обрушилось двойное гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан. Поскольку усилиями и старанием св. Симеона Иерусалимская Церковь все больше увеличивалась населявшими город язычниками, очень скоро, из-за упрямства иудействующих, в христианской общине произошел конфликт. Возглавлял иудействующую часть христиан Февуд, желавший стать епископом. Отделившись от иерусалимской общины, он образовал ряд «иудейских» ересей. Эти еретики доносили римлянам на христиан. По их доносу в 107 г. в возрасте 120 лет был арестован и распят св. епископ Иерусалимский Симеон.
По причине гонений, занимавшие после Симона Иерусалимский престол, епископы управляли Церковью не долго. Несмотря на то, что центр Иерусалимской общины пребывал в Пелле, ее епископы не переставали именоваться Иерусалимскими.
В 130 г. по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в Элию Капитолину.
После восстания иудеев под предводительством Бар-Кохбы иудеи навсегда были изгнаны из Иерусалима, а разрушенный город римляне вспахали плугом. После падения Иерусалима первенство перешло к митрополиту Кесарии.
В самой же Пелле произошло полное очищение Церкви от элементов иудейства.
Христианские святыни в Иерусалиме очень быстро подверглись поруганию со стороны язычников. На месте храма Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу и Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса.
В 190 г. в Иерусалиме был созван первый Поместный собор, на котором решался вопрос о праздновании Пасхи.
Во время епископа Александра (213-251) в Иерусалимской Церкви начался период духовного образования и общего подъема, в частности, возникла богословская школа в Иерусалиме.
Но в 250 г. начались новые гонения на христиан при императорах Декии и Валериане. Христиане оказались неготовыми к испытаниям. Среди них было много «отпадших», которые из страха перед смертью, утратой имения или выгодного положения отрекались от Христа.
В 303 г. на христианскую Церковь обрушилось Диоклетианово гонение, во время которого в Палестине пострадало много епископов и клириков.
Гонение на Церковь продолжалось до вступления на престол первого христианского императора — Константина Великого (324-337). К этому времени в Иерусалиме христиане были настолько немногочисленны, что без вмешательства императора Константина они не смогли бы вернуть захваченный и оскверненный язычниками Гроб Господень.
Единственной областью, где христианство имело реальную силу, в то время была Кесария.
В остальной же Палестине после гонений оно стало рассеиваться, а местами даже исчезать. К началу IV в. Иерусалимскую Церковь в основном составляли греки и христиане «из язычников», а не «из иудеев».
Обретение древа Честного Креста Господня
В 326 г. Иерусалим посетила мать Константина Великого императрица Елена. Она нашла и приказала очистить святые места от языческих капищ и построить храмы на местах евангельских событий: на Голгофе, на Гробе Господнем, над Вифлеемской пещерой, на горе Елеонской и др .
Уже в 328 г. св. Иларионом, учеником преподобного Антония Великого, был основан первый в Иерусалиме монастырь.
Одновременно с ним, монашество в Палестине вводил и его современник, св. Харитон, родом из Иконии. Он основал в Фаране первую в Палестине Лавру, освященную в 330 г., затем вторую — на горе Сарандарий, где сорок дней постился и молился Иисус Христос, и третью — близ Фекое.
В Палестине быстро появились многочисленные монастыри. Монашество обосновалось даже в иерусалимских храмах. Так, в храме Воскресения Господня зародилось Братство Святого Гроба Господня, которое вскоре распространилось на другие святыни Палестины и монастыри, став нерушимым оплотом Православия.
Зародившаяся в начале IV в. в Александрии арианская ересь нашла себе почву и среди палестинских мыслителей. Его представителем был и митрополит Евсевий Кесарийский (306-337) — друг и сподвижник императора Константина Великого. Ариане так укрепились в Палестине, что им удалось созвать ряд соборов. Вплоть до смерти Кесарийского митрополита Евсевия эта ересь покоряла сознание палестинского священства. С восшествием на Иерусалимский престол Кирилла I (350-386) произошло решающее столкновение арианства с Православием. Епископ Кирилл трижды был сослан по различным обвинениям.
С приходом к власти Юлиана Отступника (361-363) в Палестине стали возрождаться язычество и иудейство. Император велел возвести вновь храм Соломона, чтобы опровергнуть Иисусово пророчество. Но начавшееся строительство вскоре было остановлено из-за сильного землетрясения. Новый император Валент II также поддерживал арианство. На свою кафедру святой Кирилл окончательно возвратился лишь в 379 г., с приходом к власти православного императора Феодосия. Император созвал в 381 г. II Вселенский собор, на который был приглашен и Кирилл. Осудивший арианство собор почтил многолетний подвиг православного епископа, признав его единственным и законным епископом «Церкви Иерусалимской, Матери всех Церквей».
Тем временем мир и покой Иерусалимской Церкви сменили новые оригенские споры. Уже осужденный ранее на Западе Ориген имел приверженцев среди иерусалимской паствы, во главе которой стоял сам Иерусалимский епископ Иоанн II (386-417). Примирение наступило лишь к 411 г., когда на смену оригенским спорам в Палестину пришло пелагианство. В этом году в Иерусалим прибыл еретик Пелагий, утверждавший, что спасение человека совершается через добрые дела и без участия Божией благодати. Собранный в Иерусалиме в 415 г. Поместный собор оправдал Пелагия, но в то же время запретил ему распространять свои воззрения.
К V в. авторитет Иерусалимской Церкви вырос настолько, что ее жизнь стала привлекать внимание Царьграда. Период правления Патриарха Иерусалимского Иувеналия (422-458), поборника монашества и горячего защитника Православия, знаменовался дарованием Иерусалимской Церкви статуса Патриархата на IV Вселенском соборе в 451 г..
Во второй половине V — первой половине VI в. Иерусалимская Церковь боролась с монофизитской ересью и оригенизмом. Оригенизм был окончательно осужден в 553 г. на V Вселенском соборе.
После завершения этих раздоров Иерусалимская Церковь более пятидесяти лет жила мирно и спокойно, возводя величественные храмы и обустраивая свои святыни.
К началу VII в. Иерусалим становится одним из важнейших торговых центров Востока. Достигнуть такой славы и величия Иерусалимской Церкви никогда больше не было суждено.
В 614 г. Иерусалим был захвачен персидским царем Хозроем II. Город был разрушен и разграблен, похищено было даже древо Святого Креста. Было убито более 100 тыс. христиан, а Патриарх Захария уведен в плен.
Лишь в 625 г. в Иерусалиме были отстроены сожженные храмы. В 627 г., после победы императора Ираклия над персами, святыня была возвращена.
(продолжение следует)
Александр А. Соколовски