Четверг, 21 ноября
Shadow

МАРЬИНОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Начало истории Марьиногорской иконы уходит в далёкое прошлое. Согласно летописям Новоселковской Покровской церкви и Марьиногорской церкви Игуменского уезда[1], в урочище Марьина Горка издревле особо почиталась икона Божией Матери. Местное предание гласит, что чудотворный образ Богоматери явился некоему Исидору, жителю деревни Лядцев во время тяжкой болезни.[2] В благодарность за исцеление Исидор
построил на горе часовню, поставил в ней явленную икону и провёл здесь в молитве всю оставшуюся жизнь. В 1812 году часовня была сожжена отрядом Наполеоновской армии, но икона осталась неповреждённой,[3] а воины были поражены слепотой.[4] По окончании войны, в 1814 году, на месте сгоревшей часовни местные жители построили церковь, в 1854 году её заново перестроили.
С 1863 года, особо почитая местную Марьиногорскую чудотворную икону, богомольцы стали совершать к ней торжественные крестные ходы из ближайших приходов: 19 февраля – в память освобождения крестьян от крепостной зависимости; 30 августа – в день тезоименитства Государя Императора Александра II «с целью увековечить в памяти имя Монарха- Освободителя» и основной крестный ход – в девятый четверток после Пасхи (седмица 2-я по Пятидесятнице) в память воссоединения униатов с Православной Церковью.[5]
Следующий важный этап в истории иконы связан с именем протоиерея Фомы Яковлевича Русецкого. В 1859 году он был назначен настоятелем Новоселковского прихода, к которому относился также приписной храм в урочище Мариина Горка. Именно Фоме Русецкому принадлежит идея строительства нового каменного храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Храм предназначался стать хранителем чудотворного Марьиногорского образа и общенародным вековечным памятником отмены крепостного права. Возведение храма осуществлялось на пожертвования крестьян, особый вклад в строительство внес министр внутренних дел Российской империи Лев Саввич Маков. Благодаря усилиям протоиерея Фомы Русецкого к 1871 году были завершены основные строительные работы.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны, 7 ноября 1939 года, величественный храм в Марьиной Горке взорвали; разрушено было и множество других храмов в Пуховичском благочинии. Однако Промыслом Божиим за окраиной Марьиной Горки, в селении Блонь, уцелела
единственная церковь, где чудотворная икона Божией Матери и обрела место своего временного пребывания.
В сложное атеистическое время люди утратили то, что их предки берегли веками. Почитание самого дорогого — своей местной святыни — вместе с верой в Бога стало затухать в сердцах людей. По праздникам икона по-прежнему выносилась на Крестный ход и отношение к ней было особенное, но никто уже точно не помнил, что это за образ, и какая удивительная история с ним связана. И всё же память о чудотворной Марииногорской иконе не пропала совсем.
В 1999 году по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, иерей Александр Целков, назначенный настоятелем храма в селе Блонь и строителем храма святого благоверного великого князя Александра Невского в г. Марьина Горка, приступил к поиску Марьиногорской чудотворной иконы.
Обретение иконы произошло при следующих обстоятельствах. В 2001 г. в городе Марьина Горка состоялось празднование 125-летия сельскохозяйственного техникума, основанного священником Фомой Русецким. В праздновании приняли участие архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, который в начале 60-х годов учился в этом техникуме и втайне посещал Блонский Свято-Троицкий храм, а также настоятель прихода иерей Александр Целков. Владыка Стефан пожелал посетить храм своей юности и помолиться перед Марьиногорским чудотворным образом Божией Матери, о котором помнил, что в те годы он почитался наряду с Жировичским образом и люди шли к нему крестными ходами за 50 км, желая поклониться Пресвятой Богородице. Зайдя в церковь, архиепископ Стефан узнал в древней храмовой иконе тот самый образ Божией Матери, перед которым когда-то молился. С того момента икона вновь начала почитаться людьми как чудотворная и именоваться «Марьиногорская».
В этом же году, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме д. Блонь. По окончании литургии владыка Экзарх благословил народ вновь обретённым чудотворным образом Божией Матери и установил день празднования в честь иконы во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
8 сентября 2010 года по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета было совершено торжественное перенесение иконы в новопостроенный храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Марьиной Горке. Так святыня вернулась на своё историческое место. Клирики Свято-Духова кафедрального собора г. Минска протоиерей Сергий Гордун, и протодиакон Николай Авсиевич составили акафист,
величание, тропарь, кондак и молитву Пресвятой Богородице, читаемые доныне пред иконой.
Позже, в связи с уточнением исторического дня памяти чудотворного образа, по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета день празднования иконы перенесён на четверг 2-й седмицы по Пятидесятнице.
По благословению Высокопреосвященнейшего Павла, митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, весной 2016 г. написан точный список чудотворной иконы.
Вера в помощь Небесной Заступницы никогда не оскудевала в окрестном населении. И в наше время на празднование в честь чудотворной Марьиногорской иконы из Минской области и других мест Беларуси с каждым годом растёт поток богомольцев, желающих поклониться Пресвятой Богородице. Все, притекающие к ней с верой и надеждой на заступничество Царицы Небесной, получают благодатную помощь и утешение в скорбях и болезнях.

Диакон Григорий Целков
Список использованных источников
1. Архипов, В. В. Нерушимая стена. Явления Божией Матери на Русской земле
/ В. В. Архипов. – Москва: Русский Хронограф, 2013. – 101 с.
2. В посаде Мариина Горка, отчет о ревизии церквей Игуменского уезда, произведенной преосвященным Варлаамом, епископом Минским и Туровским с 18 по 27 сентября 1883 г. // МЕВ. – 1883. – № 18. – С. 553-554.
3. Летопись Новоселковской Покровской церкви Игуменского уезда с 1640 по 1867 // МЕВ. – 1877. – № 19. – С. 377-383. – № 20. – С. 410-416
4. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ) Фонд 43.– Оп. 1.– Д.
94. Дело о строительстве храма Святого Александра Невского в Марьиной Горке
5. О Марииногорской церкви //МЕВ. – 1876. – № 1. – С. 13-17.
6. Поселянин, Е. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому / Е. Поселянин. – Репр. изд. 1909 г. (Санкт-Петербург). – Коломна, 1993.– С. 784
7. Тамашэвіч, Н. Свята-Троіцкаму храму ў Блоні 180 гадоў / Н. Тамашэвіч // Царкоўнае слова. – 2006. – 11. – С. 9.
8. Шпилевский, П. М.Путешествие по Полесью и белорусскому краю / П. М. Шпилевский. – Минск: Полымя, 1992. – с. 224-225.