Среда, 8 мая
Shadow

Крестом исцелимся и спасемся

Крест«Благословен тот день и час,

Когда Господь наш воплотился,

Когда на землю Он явился,

Чтоб возвести на Небо нас».

Борис Пастернак

 

Многие из нас   в своей жизни используют, и даже чересчур, православное понятие о жизненном кресте. «это мой крест», «нет креста не по силам», «с креста не сходят, с него снимают», а  на любую жизненную трудность, мало-мальские скорби или неприятности заявляют «таков крест».

 Но так ли уж просто на самом деле определить, где он, мой крест?

 

О несении   креста

Крест Христов, который каждый православный христианин, получает при крещении, и носит всю жизнь, является символом нашего спасения, символом исповедания веры.

Священное Писание утверждает, что крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю — обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он — щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он — печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий (Исх. 12, 12, 29).

По воле Божией мы родились и живём в Православной христианской вере.

Наша вера не обещает никому ни внешних почестей, ни славы, ни богатства. Она на всех и каждого в самой купели Крещения надевает крест.  

Наш нательный крест каждый день напоминает нам, что дорога к нашему воскресению лежит только через крест.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

В этих словах Спасителя крест предстает как заповедь человеку, как нравственный указатель каждому, кто желает следовать за своим Господом.

Патриарх Кирилл говорит «Крест дается нам именно для того, чтобы мы искупляли свои грехи и очищались от них. Ни одна епитимья, ни одно церковное наказание не исправляют человека так, как несомый им крест, ни ропот, ни слабость, ни сомнение, ни озлобление не должны сопутствовать нам в несении наших жизненных испытаний, но благодарность Богу за все, что Он посылает нам. И мы должны испрашивать у Него помощь в том, чтобы несение креста, Им ниспосланного, даровало нам победу над стесняющими нас жизненными обстоятельствами, победу над своей греховностью, победу, открывающую дверь жизни вечной»

 

У каждого из нас Свой крест

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Скорбное положение во время земной жизни есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа. Установления этого, как установления Господня, невозможно отклонить никаким средством человеческим, никакою предусмотрительностью, никакою осторожностью»

Для каждого человека на земле существует свой путь, уготованный Богом, по которому Творец желает привести нас к конечной цели бытия – спасению и жизни вечной.

И каждый человек на своем жизненном пути должен понести именно свой крест.

Конечно же Крестов множество, но только личный врачует мои язвы, только он будет во спасение, и только его человек должен понести с Божией помощью.

И здесь важно не ошибиться, не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения.

Самовольный подвиг — это «самодельный крест», и несение такого креста всегда оканчивается падением.

А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути понести именно те скорби, что попустит Господь.

Не должен человек искать больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на его жизненном пути. И вместе с тем, не следует искать освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы в жизни.

Естественно, что разнообразны в жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для нашего врачевания, различны у людей телесные силы и здоровье, разнообразны и наши греховные немощи.

И вот поэтому то у каждого человека — крест свой.

Нет среди нас одинаковых. Каждый из нас– неповторимая и единственная особенность. Поэтому, нельзя дать «правило» одно на всех.

Господь толпы не принимает, а о каждом печется индивидуально.

 

Отвергнись себя и возьми крест свой

Подлинная цена истинного христианства, первый шаг на пути следования за Христом это отвержение себя

Буквально это означает отказ от права обладания чем-либо, отказ даже от самой мысли, что я сам себе принадлежу

Блаж. Феофилакт Болгарский говорит, что под этими словами необходимо понимать полное презрение к своему телу, чтобы его «не щадили», невзирая даже на упреки со стороны окружающих людей.  Отвержение себя предполагает и отказ от своих личностных взглядов, представлений, которые противны Евангелию.

Человек ничего и никого не вправе ставить на первый план в своей жизни вместо Христа

К сожалению, в реальной жизни мы часто видим, что многие, очень многие приступают ко Христу, но последовать за Ним решаются единицы. Нам страшны скорби, страшен крестный путь, страшно самоотвержение. Современному человеку нужен комфорт, покой, вечная жизнь на земле. Грехопадение настолько повредило разум людей, что временная жизнь кажется им дороже вечной. Подобно тяжелоболящему умалишенному, болезнь которого явственна для всех окружающих, но не для него самого, падший человек не видит глубины своего греховного расстройства, а потому и не чувствует должным образом необходимости во Враче и в лекарстве – в своем кресте.

Господь непрестанно направляет нас к тому, чтобы мы более всего обогащались не земными благами, а небесными, а их то мы и сможем взять за пределы этой жизни.

Каждый человек может принимать волю Божию в своей жизни и следовать согласно с ней, а может отвергать ее, следуя своей собственной воле.

Принимающий волю Божию в своей жизни «берет свой крест», а отвергающий – «отвергает свой крест».

Любой отказ ради Христа от чего-то такого, от чего предпочел бы не отказываться, это тоже —  крест. И в то же время — радость.

Скорби в жизни каждого человека неизбежны -так устроен наш мир. Об этом Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33). И апостол Павел учил, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Земная жизнь — подготовка к жизни вечной. Невозможно сформироваться для вечности без опыта скорби и страданий. Многие же христиане надеются приблизиться к Богу через внешние перемены. Отец Иоанн (Крестьянкин) называл это поиском самодельного креста. И искусственное стремление к страданиям —  тоже самодельный крест. Что-что, а страдания сами нас найдут.

Христос призывает к Себе всех: и очень сильных, и не очень сильных, и совсем слабых. Но когда человек обретает веру во Христа, то она (вера) удивительным образом умножает его внутренние силы.

Понятия «отвергнись себя» и «возьми крест» в Евангелии неразрывно связаны

Отвергнуться себя — значит понять, что не все, что во мне, — это я, что перед мной альтернатива: посвятить жизнь тому, чтобы во мне восторжествовал Сам Христос или остаться с тем, что я представляю из себя сейчас.

Или отвергнуться себя такого, какой я есть, — порочного, самолюбивого, страстного — или отвергнуться Христа. .

Отвергнуться себя означает способность и желание научиться видеть не только себя со своими скорбями и радостями, со своими переживаниями, трудностями и успехами, но и других людей, у которых тоже есть и свои проблемы, и свои трудности, и свои радости. Научиться жить не только своей жизнью, но и их жизнью

Взять крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.

В каком-то смысле верующий, это всегда «белая ворона». Т.к. он откликается на просьбы, он помогает окружающим, не имея личной выгоды, в общем он не от мира сего. Он живет для других, он несет свой крест.

Взяв крест христианин трудится для блага ближних, борется с пороком и нечестием, переносит мужественно искушения и беды. Он готов из любви к правде и истине нести крест и, если нужно, идти на крест.

Отречься от себя значит отказаться от своих страстей – и прежде всего себялюбия, то есть любви к своей плоти, к своим страстям, слабостям, немощам.

Взять свой крест — значит терпеливо нести тяжелые труды лишения, скорби, невзгоды, несчастья. Все то, что пошлет Господь: всякого рода неудобства, тяготы и печали, приходящие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по Его предписаниям и требованиям.

Это путь, который привёл апостола Павла к утверждению «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2, 20).

Взять крест — значит принять выпавшие обстоятельства жизни, вытерпеть и превозмочь посланные испытания, не пасть под их тяжестью. Это требует безусловно проявления и крепости духа, и терпения, и мужества, и способности преодолевать трудности, но особенно — смирения. Не ожесточиться, не замкнуться, а принять всё выпавшее по христиански со смирением.

Взять крест — это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.

Задача то в том и состоит, чтобы возненавидеть эгоизм, возненавидеть все суетное, закрывающее путь Бога и тянущее к земным пристрастиям.

Епископ Феофан Затворник пишет «Одному из хотевших идти за Господом Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20); а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого, его похоронят другие, а ты иди за Мной» (Мф. 8, 21-22). Это значит, что тот, кто хочет идти за Господом, не должен ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд и скорбей, и что житейские заботы, даже самые законные, несовместимы с этим следованием. Надо отречься от всего решительно, чтобы уже ничто не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания, или крест; и, снарядившись таким образом, идти за Господом. Такова прямая воля Господня! Но кому дана эта заповедь — только апостолам или и всем христианам? Рассуди всякий сам. Отвергнуть себя и взять крест — всем ли сказано? Потом — возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей — всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу, и Он ответил им: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

 

Господь всегда с нами

Говоря о кресте, Господь призывает быть верными Ему, идти за Ним даже в страданиях.

Это не значит, что к страданиям надо стремиться.  Господь Сам подает нам пример правильного отношения к ним: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39). И мы по Его примеру за каждой Литургией молимся: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды…» Но при этом в молитве Оптинских старцев, мы читаем: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя святая воля». Этим мы просим Господа дать нам силы принять свою скорбь как крест. Принять с верой и смирением и достойно понести.

Христианство утверждает, что один человек может быть сильнее всех. И именно в этом утверждении благая весть о Христе.

Всякий раз, когда мы сгибаемся под тяжестью жизненного креста, мы должны помнить о том, что Господь Иисус Христос тоже нес Свой крест. Причем мы несем свой крест, потому что нам органически необходимо через страдание, через переносимые тяжести избавляться от грехов, избавляться от страстей, исправляться.

Сам же Господь не должен был нести крест, Ему не за что было страдать, кроме наших грехов.

Нередко человек сам является причиной своей трудной жизни, постигающих его неудач и несчастий. Человек совершает ошибки, выбирает ложные мнимые цели, становится жертвой собственного легкомыслия, неопытности или корыстных намерений, вступает в конфликты с ближними, переживает и страдает от своей неосмотрительности и тому подобное… Известно изречение, что человек — враг самому себе, и ничто не является большим врагом для него, чем он сам.

Любая человеческая скорбь усиливается ещё более нашим неправильным отношением к ней. Если скорбь поддерживать, если жить с ней вместе, то есть огорчаться, печалиться, то она (скорбь) только усиливается, усугубляется.

Есть ситуации, когда кажется, что человеческих земных возможностей и сил просто не хватает, и здесь единственное и самое правильное решение обратиться к Богу с молитвою. Ведь действительно на всё Божья воля.

Евангелие и история Церкви определенно свидетельствуют, что Божий крест, не может оказаться непосильным, не может быть погибельным для человека, что каждому из нас непременно дается от Господа достаточный запас внутренних сил для вынесения и преодоления страданий, чтобы нам достойно и праведно пронести жизненный крест

Спаситель ясно указывает нам путь в скорбных обстоятельствах жизни: «отвергнись себя», забудь о себе именно в самый тяжкий момент твоего переживания и уповай на Господа «… да будет воля Твоя, но не моя».

Вглядываясь в жизнь, можно убедиться, что внутренняя ориентация на самоотверженность, жертвенность оказывается спасительной и в условиях переживаемого человеком страдания.

Мы часто ропщем, не выдерживая тяжести жизненных трудностей, но Господь Сам знает, что нам по силам и что мы можем понести, что нам будет полезно в данное время

Когда мы «берем свой крест», исполняя волю Божию, то на этом пути Господь никогда не оставляет нас без духовных утешений, ибо Христос учил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30).

Когда мы проходим через жизненные испытания, надо всегда помнить, что и Господь прошел последние дни Своей жизни через отвержение собственным народом, поругание, приняв крестную смерть и муки на кресте. Он Сам нес Свой крест на Голгофу и был распят на нем. И каждый, кто любит Христа, верен Ему, должен быть к этому готов

Бог нас будет спрашивать не о том, сколько мы поклонов сделали и сколько молитв прочитали, а научились ли мы любить? Сумели ли преодолеть эгоизм ради другого человека? И как результат, есть ли реальный плод нашего внутреннего труда?

Не надо думать, что «несение креста» относится к отдельным жизненным обстоятельствам, к отдельным пусть даже очень важным решениям. Реально «несение креста» продолжается всю жизнь, в каждом дне, и не прерывается до самой кончины.

Да и сама наша греховная плоть сама по себе уже является для нас крестом.

Нам самим ведь приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью — между волей Божией и волей собственной.

Как говорит Апостол: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6, 8)..

Здесь, на земле каждый идет своим путем, и на этом пути неизбежны и трудности, и скорби. Но каждый из нас, христиан, призван исполнять те заповеди, которые дает нам Христос в Евангелии. Он говорит: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и остальное все приложится вам» (Мф. 6, 33) – все, что необходимо человеку, живущему на земле.

Неся «свой крест», в каких бы обстоятельствах мы ни находились, мы можем надеяться на исполнение в нашей жизни слов апостола Павла: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2: 11–12)

 

Архим. Иоанн (Крестьянкин) Письма www.pravoslavie.ru

Патр. Кирилл Достойное несение креста — это путь ко спасению www.pravoslavie.ru

Жизненный самообман … www.blagobor.by

Свт. Игнатий Брянчанинов, Приношение современному монашеству.  Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 2001.

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.  Кн. 4, гл. II, www.vehi.net/damaskin/.

Прот. Игорь Гагарин Нескучный Сад www.pravmir.ru/chto-znachit-nesti-krest/

Ношение жизненного креста. apologet.spb.ru-

Нести свой крест www.blagobor.by

О несении креста и следовании за Христом …www.pravoslavie.ru-

 

                           Александр А. Соколовский

8 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *