«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие»(Ин. 3, 5).
«Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением.» Преподобный Ефрем Сирин
Крещение это Таинство, в котором человек обретает как бы второе рождение — в нем он приобщается к Христу, Церкви, очищается от всех грехов, со своей стороны давая обещание жить по законам Божьим. В Евангелии от Матфея (28,19,20) сказано: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я повелел Вам…». То есть, сначала должно быть учение, затем само Таинство, потом соблюдение его. Отсюда возникает проблема – как можно крестить малолетних детей, а особенно младенцев, которые в силу своего возраста не могут понять учение Христа, свободно, осознано принимать решение о принятие Таинства.
И здесь Православная Церковь исходит из того, что семья это домашняя Церковь, и нельзя допустить, чтобы родители были крещенные, а дети нет — тем самым нарушая целостность домашней общины. Единственное условие Церкви – дети должны воспитываться по Христиански. Для гарантии этого и существуют восприемники (крестные), которые дают обет совместно с родителями воспитать детей в Христианстве. Крещение совершается для того, чтобы дети с малолетства воспитывались в Православной Вере. Все остальное — чтобы не болели, по каким-то национальным традициям является искажением Веры. При этом даже крещеный человек в детстве как говорится «просто так» божьим промыслом может истинно придти к Вере.
В отличии от протестантов в православии грехи одного человека могут проститься по Вере другого. Поэтому совершаемое по Вере родителей крещение младенцев допускается в Церкви и в этом Крещении младенец, как и любой другой человек, освобождается от первородного греха. Это утверждается в Евангелии, когда Господь не только исцеляет расслабленного спущенного ему на веревках через крышу дома, но и прощает ему все грехи по Вере других людей: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2,5).
В подтверждении возможности Крещения младенцев говорит и тот факт, что ребенок, даже не рожденный в утробе матери может почувствовать воздействие Божественной благодати: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа (Л. 1,41). В этом Евангельском фрагменте описывается, как еще не рожденный находясь в утробе матери Елисаветы, Иоанн Предтеча почувствовал находящегося в утробе матери Марии Христа. Тоже мы можем сказать и о любом крещаемом младенце – он не может понять Христа, но он готов принять Его благодатные дары, ведь душа каждого человека с самого его рождения по своей природе христианка.
Источники:
- Игумен Петр (Мещеринов) Таинства Крещения и Миропомазания
- http://www.pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-2/