Среда, 4 декабря
Shadow

Красное солнышко Руси

Крещение Руси?! Как много значат эти слова для славян. Событие, перевернувшее все их существование в коренном смысле этого слова. Никто, кроме Бога, не знает, какой бы была Русь на данное время, если бы не произошло принятие славянами христианства в конце первого тысячелетия от Рождества Христова. Этот переворот в истории тесно переплетается с именем князя Владимира, причисленного Церковью к лику святых, которому Бог судил просветить Христовой верой языческую русскую землю варваров славян.

Кто же такие святые? Термин «святой» восходит к Библии, где он указывает на тесную связь земного человеческого с тайной Божественности. Человек, именуемый святым, несет в себе образ другого мира. В христианском понимании святые – это не просто добрые и благочестивые люди, а те, кто были причастны запредельной Реальности. Апостол Иоанн Богослов пишет, что истинно верующие увидят Бога «как Он есть» (1Ин.3,2).

Изучая жизнь князя, мы вместе можем увидеть в нем перерождение одного человека, жесткого варвара- язычника, в другого, благочестивого исповедника – христианина. Эти «два» человека, эти два душевных состояния князя являются объяснением того, какие порядки царствовали в тот или иной промежуток истории. На основе этого можно выделить два периода в жизни князя. Первый период – это время язычества, гонений, жестокости, время убийств и людских жертвоприношений, время плотских забав и гуляний. А второй, совершенно противоположный первому, -это время начала распространения христианства на Руси и его укоренение в обществе, время молитв и добрых дел, время любви и благочестия, богослужений и храмовых построений.

В этом сравнении двух промежутков времени из жизни князя Владимира можно только предположить, какой является Всемогущая Сила и Милость Христовы, Его Всеблаженная Любовь по отношению к нам, грешным людям. Как говорит нам Священное Писание: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его»(Пс.144,8-9).

Из указанной мною выше периодизации мы видим, что первый период – это время до принятия князем Владимиром христианства. Древнее предание говорит, что вера Христова на Руси была положена еще в апостольские времена. Проходя с проповедью Евангелия, апостол Андрей Первозванный благословил Русскую землю и предрек: «Имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути». Но после этого долго еще нет признаков христианской веры на территории восточнославянской земли.

По словам летописца, сильный, страстный, любящий войны и походы, безудержный в пирах и забавах, Владимир был сыном своего отца Святослава по своему образу жизни. Христианство отталкивало князя своими нравственными законами. Владимир, как и его предшественники, мечу доверяли больше, чем кресту.

С приходом князя Владимира к власти в Киеве языческая вера становится «национальной». По словам Летописи, «нача княжити Володимер в Киеве един. И постави кумиры на холму вне Двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат. И Хорса. Даждьбога..». Из этих слов древнего артефакта ясно видно то, что по приказанию князя везде возводили идолов, которым приносились жертвы, даже человеческие. Доказательством этого служит принесение в жертву христианской семьи – Феодора и Иоанна, его сына. Этот языческий обряд можно рассматривать с двух сторон. Одна из них – негативная по отношению к князю. До какой степени человек может впасть в служение сатане, чтобы принести  в жертву языческим истуканам живых людей? Это убийство может напомнить нам ветхозаветное убийство Каином своего брата. Однако, если посмотреть с другой стороны, то смерть этих двух христиан стала некоторым импульсом к обращению Владимира в новую веру.

Если рассмотреть язычество, как одну из древних религий язычества, то мы можем сделать вывод, что оно (язычество) слишком мало давало пищи уму, сердцу и душе, чтобы быть в постоянной борьбе с другими религиями. «Многобожие, — учит св. Афанасий Великий, — то же что и безбожие, точно так же, как многоначалие есть безначалие». И на все это не мог не обратить внимания князь Владимир.

Поскольку обращение ко Христу происходило в зрелом возрасте, то от начала обращения до принятия веры и крещения должно было пройти какое-то время в размышлениях, восприятии или осознании христианских истин. 

Почему князя привлекло к себе православие, та вера, носителей и исповедников которой он презирал, ненавидел и был для них гонителем? Ответ мы сможем найти у русских писателей 11 века. Один утверждает, что ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, грубое сластолюбие – не могли не тяготить совести даже язычника…, но все это, как он чувствовал, не доставляло покоя душе – душа искала сета и мира. Митрополит Иларион весь переворот в душе князя объясняет его духовной талантливостью и благодатным озарением от Духа Святого. Церковный писатель Иаков Мних пишет, что взыскав спасения, Владимир стал припоминать наставления свое бабки, святой княгини Ольги, вспоминал  о том, как уверовала она и крестилась, ибо много слышал об этом и разгорался Духом Святым в сердце, желая святого крещения.

Князь Владимир принимает святое Крещение!

Произошел великий по своему значению переворот в душе князя. «Обрел еси бесценный бисер, Христа…», как говорится в песнопении князю Владимиру. Начинается второй период в истории древних славян. Обращение Владимира к вере можно сравнить с обращение Савла, который, будучи ревностным гонителем христиан, переродился в ревностного исповедника веры Христовой, в Первоверховного апостола Павла.

Князь после этого повелел везде сокрушать идолов, уничтожать языческие капища. А вместе с этим стал проповедовать учение о вере Христовой. Многие охотно принимали христианство, были колеблющиеся, некоторые даже упорствовали. Это побудило князя Владимира назначить день всеобщего крещения киевлян – 1 августа 988 года. По городу был оглашен указ: «Аще кто не обрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!»

Существует мнение, что Крещение Руси не могло совершиться в 988 году, а лишь в 990 или 991 годах, потому что сам Владимир лично крестился в 987 году, а Корсунь был взят на третье лето после крещения, то есть в 989 году, а крещение киевлян было позже взятия Корсуни.

Всюду по святой Руси стали возрастать вместо языческих капищ Божии храмы. Апостольская ревность князя, просветителя Руси, простиралась по всей обширной территории Русской земли. За 25 лет своего христианского княжения он не только выполнил идею внешней христианизации, но  в реальности воплотит евангельское откровение в социальную жизнь народа. За свою любовь, доброту, милосердие к простому народу, за проповеди, сопровождаемые пирами, князя именуют «Красное Солнышко».

 У самого князя Владимира после принятия святого крещения явилась очень заметная перемена собственной жизни. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного человека. Но при этом он оставался мужественным воином и мудрым главой государства.

За его проповеднические труды Святая Православная Церковь наименовала князя Владимира равноапостольным. Равноапостольный – наименование святых, особо прославившихся проповедью  Евангелия и обращением народов в христианскую веру. Равноапостольные – так называет Церковь святых учеников и учениц, сотрудников и сотрудниц апостольских и других, которые подобно апостолам, « на основании их  и пророк, сущу краегольну Самому Иисусу Христу» (Еф. 2,20), насаждали и утверждали веру  Христову. Имена святых равноапостольных мужей и жен, подвизавшихся в проповедании святого Евангелия, написаны в «книге жизни»(Флп. 4,3), и Господь за их труды даст из них венец правды.

Из всего перечисленного мы можем сказать, что Господь наш Иисус Христос никогда не оставлял без Своей помощи грешный народ. Через своих избранников Он поддерживал и укреплял людей. Как учит святой апостол Павел: «Бог… избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1,4-5). Таким избранником является князь Владимир, через которого русский народ до нынешнего времени сохраняет в Единого Бога.

Среди массы источников разной информации мы часто можем слышать разные мнения о том, по какому велению сердца Владимир принимает христианство. Существует такая версия, что причиной принятия этой веры является только условие брака с сестрой византийских императоров, которая не хотела выходить замуж за язычника. Другие считают, что он принял веру лишь потому, что христианские законы разрешают употребление вина. Мы видим из летописи, что Владимир часто устраивал нечестивые пиры во время своего языческого княжения. Но эти версии поверхностные и не затрагивают саму глубину, саму суть данного вопроса. Как может человек, принявший христианство только из личной выгоды, стать подобным апостолам? Только истинно верующий при помощи Божией способен на такой подвиг. Только просвещенный благодатью Святого Духа человек сможет отказаться от своего ветхого «я» и стать на путь истины.

На примере равноапостольного князя Владимира мы можем увидеть образ для подражания. Владимир Святославович всем своим сердцем посвятил себя на служение Богу и своему народу. Хоть он был грешником, но отряхнул с себя все свое греховное существо. Святость человека является ключом к Царствию Небесному, которую князь Владимир приобрел своей жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *