Вторник, 12 ноября
Shadow

История формирования православного учения на Вселенских Соборах

«Созижду, — изрек Он, — Церковь Мою,

 и врата адовы не одолеют Ее»

 (Мф. 16:18)

Часть 2

 

Седьмой Вселенский Собор

После Шестого Вселенского Собора монофелитство на востоке пало, и около полувека христианская Церковь жила достаточно спокойно. Новые смуты начались в 8-м столетии по поводу иконоборческой ереси.

В первых веках христианства иконы (от греческого слова “образ”) с изображенными на них Господом Иисусом Христом и святыми были очень важными средствами в духовной жизни. Обычно на иконах изображались важные моменты земной жизни Христа, описанные в Евангелиях (Рождество, распятие, Воскресение и другие), или подвиги тех или иных святых, которые своей жизнью или мученичеством за имя Христово прославляли Господа.

В христианской Церкви иконопочитание вошло во всеобщее употребление в 4-м и 5-м веках. В первые три века христианства иконы были мало распространены ввиду гонений на христиан, больше были развиты особые символические знаки (якорь, рыба и т.п.). Но с дарованием свободы христианству начинается процветание иконопочитания. Одним из первых иконописцев традиционно считается евангелист Лука. Почитание икон заключается в почитании изображенных на них образов.

В 8-м веке к церковному учению об иконопочитании, особенно в простом народе, стали примешиваться неортодоксальные взгляды. Простой народ вследствие недостаточного религиозного образования главное значение в религии придавал внешности и обрядности. Необразованные люди, смотря на иконы и молясь перед ними, забывали возноситься умом и сердцем от видимого к невидимому и даже начали думать, что лица, изображаемые на иконах, неотделимы от икон. Отсюда легко развилось поклонение самим иконам, то есть суеверие, граничащее с идолопоклонством. Естественно, что Церковь стремилась избавиться от такого суеверия. Но, к несчастью для Церкви, задачу уничтожить суеверие взяла на себя, отстранив духовную, гражданская власть. Вместе с суеверным почитанием икон, гражданская власть стала уничтожать иконопочитание вообще и произвела, таким образом, иконоборческую ересь.

Первым гонителем иконопочитания был император Лев Исаврянин (717 — 741 гг.). Он был храбрым воином, с успехом защищавший империю от нападений магометан, но религиозно малообразованным. Обратив внимание на церковные дела и на суеверия в иконопочитании, он до того увлекся своей ролью церковного деятеля, что вместе с суевериями захотел уничтожить иконопочитание вообще. По своей необразованности он полагал, что в церквях христиане поклоняются именно самим иконам. К тому же Лев составил план, чтобы уничтожением иконопочитания обратить в христианство как магометан, так и иудеев, которые не признавали иконопочитания. Сначала он издал эдикт против почитания икон (726 г.), для чего приказал поставить их в церквях повыше, чтобы народ не мог целовать их. Против такого распоряжения восстал патриарх константинопольский Герман. За ним на защиту иконопочитания выступил знаменитый монах-богослов обители св. Саввы в Палестине, Иоанн Дамаскин. Он написал ряд посланий против иконоборства. На основании Священного Писания Иоанн доказывал, что запрещено было делать изображение невидимого Бога только в ветхозаветной церкви, а в Церкви новозаветной такого запрещения быть не может, потому что Сам Бог принял человеческое естество и жил на земле как человек.

Вскоре император Лев издал новый указ, которым повелевалось вынести из храмов все иконы. Но иконы можно было удалить из храмов только Византийской империи, так как Сирия и Рим не признавали над собой власти византийского императора.

После смерти Льва иконопочитание на некоторое время было восстановлено. Но в 743 г. Константин Копроним сверг с престола императора Артабазда, и подобно своему отцу Льву начал преследовать иконопочитание, только с еще большей настойчивостью и жестокостью. За иконопочитание христиан убивали, подвергали мучениям, бросали в темницы. В 754 году Копроним для утверждения иконоборческой ереси созвал лжесобор, беззаконно присвоивший себе имя Седьмого Вселенского. На этом соборе не было ни одного из пяти вселенских патриархов.

 Вскоре (в 755 г.) Константин Копроним умер, и его наследником стал сын Лев Хазар (775 — 780 гг.), который был воспитан отцом в иконоборческом духе. Но Лев был человек слабохарактерный, и большое влияние на него имела его жена Ирина, которая втайне держалась иконопочитания. После смерти Льва, из-за малолетства его сына Константина Порфирородного, государством начала управлять Ирина. Она решила восстановить иконопочитание и созвать законный Вселенский Собор. В воспоминание Первого Вселенского Собора Седьмой Вселенский Собор был созван в Никее в 787 году и состоял из 367 епископов под председательством патриарха Тарасия.

На основании Священного Писания Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил, чтобы иконам воздавали не Богопоклонение (adoratio), которое приличиствует одному лишь Богу, но почитательное поклонение, а тех, кто поклоняется самим иконам как истинному Божеству, отлучать от Церкви.

В частности, в определении Собора говорится: “… Когда на иконах мы видим изображения ликов Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Богородицы, святых и преподобных мужей, то, смотря на них, побуждаемся к воспоминанию их святой жизни и к любви их первообразов и чествованию их целованием и почитательным поклонением, подобно почитанию святого Евангелия и прочих святынь”.

Епископы, бывшие на Копронимовом лжесоборе, принесли торжественное раскаяние в своем заблуждении иконоборства и были не только прощены, но и оставлены на своих церковных кафедрах.

После Седьмого Собора иконоборчество еще около 25 лет волновало Церковь. Почитание икон окончательно было восстановлено и утверждено  при императрице Феодоре.

11 марта 843 после Поместного Собора в Константинополе, созванного императрицей Феодорой для окончательного восстановления иконопочитания, состоялись церковные торжества, получившие название «Торжество Православия».

 

Основные канонические Правила Вселенских Соборов

Кроме догматических вероопределений, почти все Вселенские соборы оставили после себя и эти, так называемые, «каноны», или канонические правила, коими обязана руководиться как вся церковная иерархия, так и отдельные верующие в своей личной и церковной жизни.

I Вселенский собор в Никее в 325 году оставил нам 20 правил:

Правило первое запрещает принимать в клир лиц, которые сами себя оскопили;

Правило второе запрещает производить в священные степени новообращенных;

Правило третье запрещает священнослужителям иметь у себя в доме женщину, которая не является близкой родственницей;

Правило четвертое гласит, что епископы должны избираться епископами данной области и утверждаться митрополитом;

Правило пятое запрещает епископу принимать в общение лиц, отлученных другим епископом и повелевает дважды в год созывать соборы епископов;

Правило шестое подтверждает высшую власть некоторых епископов над другими епископами и запрещает поставлять епископа без соизволения митрополита и общего избрания;

Правило седьмое возвышает иерусалимского епископа на степень митрополита;

Правило восьмое законополагает о присоединении к Церкви еретиков и запрещает быть двум епископам в одном городе;

Правило девятое запрещает допускать к священнослужению лиц порочных;

Правило десятое заповедует извергать из священного чина падших;

Правило одиннадцатое говорит о способе покаяния отступивших от веры;

Правило двенадцатое говорит также об образе покаяния другого вида падших;

Правило тринадцатое повелевает напутствовать Св. Тайнами каждого умирающего;

Правило четырнадцатое устанавливает образ покаяния для отпадших от веры оглашенных;

Правило пятнадцатое воспрещает епископам и клирикам самовольно переходить из града во град ;

Правило шестнадцатое предписывает не принимать в общение клириков, которые самовольно удаляются от собственной церкви;

Правило семнадцатое воспрещает клирикам заниматься ростовщичеством;

Правило восемнадцатое воспрещает дьяконам преподавать св. Дары пресвитерам, причащаться прежде епископов и сидеть между пресвитерами;

Правило девятнадцатое говорит о «павлианах», что они, в случае их обращения, должны быть вновь крестимы, а клирики  перерукополагаемы;

Правило двадцатое запрещает преклонять колена в день воскресный и во дни Пятидесятницы.

II Вселенский собор в Константинополе в 381 году оставил после

себя всего семь правил:

Правило первое подтверждает Символ Веры, составленный на I Вселенском соборе и анафематствует всякую ересь;

Правило второе запрещает епископам простирать свою власть «за пределами своей области», вмешиваться в дела чужой епархии и устанавливает 5 церковных округов на Востоке;

Правило третье дает Константинопольскому епископу «преимущество чести по Римском епископе»;

Правило пятое принимает «исповедающих Едино Божество Отца и Сына и Святого Духа»;

Правило шестое повелевает «не без исследования» принимать обвинения на правителей Церкви;

Правило седьмое указывает на правила принятия кающихся еретиков.

III Вселенский собор, состоявшийся в Ефесе в 431 году, оставил

восемь правил:

Правила — первое, второе, третье, четвертое, пятое и шестое — все касаются отлучения от Церкви еретика Нестория и его сторонников;

Правило седьмое запрещает слагать какой-либо новый Символ Веры;

Правило восьмое запрещает епископам «простирать свою власть на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его» и освобождает кипрских епископов от зависимости Антиохийского патриарха.

IV Вселенский собор, созванный в Халкидоне в 451 году, оставил после себя 30 правил. Из этих правил:

Правило первое подтверждает необходимость соблюдать все, что было постановлено на прежних соборах;

Правило второе карает низвержением симонию, или поставление в церковные степени за деньги;

Правило третье воспрещает епископам, клирикам и монашествующим «ради гнусного прибытка» заниматься «мирскими делами»;

Правило четвертое запрещает монахам безчинное жительство;

Правило пятое подтверждает запрет епископам или клирикам «преходить из града во град»;

Правило шестое запрещает рукополагать клириков без определенного назначения;

Правило седьмое запрещает клирикам и монахам, под угрозой анафемы, «вступать в воинскую службу или в мирской чин»;

Правило восьмое повелевает клирикам пребывать «под властью епископов каждого града»;

Правило девятое запрещает клирикам судиться в светских судилищах;

Правило десятое воспрещает клирику числиться одновременно в двух церквах;

Правило одиннадцатое говорит о грамотах, выдаваемых убогим;

Правило двенадцатое запрещает епископам в церковных делах обращаться к гражданским властям;

Правило тринадцатое запрещает служить клирикам в чужой епархии без представительной грамоты своего епископа;

Правило четырнадцатое запрещает чтецам и певцам вступать в брак с иноверными женами;

Правило пятнадцатое говорит о поставлении дьяконисс;

Правило шестнадцатое запрещает монашествующим и девам вступать в брак;

Правило семнадцатое определяет точные границы епархий;

Правило восемнадцатое воспрещает «составлять скопища» и «строить ковы» епископам и своим сопричетникам;

Правило девятнадцатое повторяет правило о двукратном созыве в год Собора епископов;

Правило двадцатое повторяет запрещение клирикам переходить в другую церковь;

Правило двадцать первое повелевает не принимать доноса на епископов «просто и без исследования»;

Правило двадцать второе запрещает клирикам «расхищать вещи» епископа по его смерти; запрещает клирикам и монашествующим без всякого поручения от своего епископа приходить в Константинополь и жить в нем;

Правило двадцать четвертое запрещает обращать монастыри в мирские жилища;

Правило двадцать пятое запрещает оставлять кафедры епископов незамещенными больше трех месяцев;

Правило двадцать шестое повелевает епископам управлять церковным имуществом с помощью икономов;

Правило двадцать седьмое запрещает похищать жен для супружества;

Правило двадцать восьмое определяет круг судебной и административной деятельности Константинопольского патриарха и уравнивает его с папой Римским;

Правило двадцать девятое запрещает низводить епископа на пресвитерскую степень;

Правило тридцатое говорит о египетских епископах.

V Вселенский собор в Константинополе в 553 году и VI Вселенский собор в Константинополе в 680 году не оставили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так называемый. «Трулльский», именуемый иногда поэтому «Пято-Шестым», на котором было возмещено это опущение и составлено целых 102 правила. Из правил этого собора особенно важны:

36-е правило, которое повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает вообще иерархический порядок патриарших кафедр;

8-е правило, которое повелевает митрополиту ежегодно созывать собор епископов;

12-е, 13-е и 48-е правила решают вопросы о браке священнослужителей;

33-е правило осуждает обычай Армянской страны принимать в состав клира только лиц, происходящих из священнического рода;

64-е и 70-е правила запрещают мирянину и жене поучать всенародно в храме во время богослужения;

80-е правило грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение;

54-е правило запрещает вступление в брак в близком родстве;

53-е правило узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми и запрещает им вступление в брак;

72-е правило запрещает смешанные браки с еретиками;

73-е правило повелевает воздавать честь животворящему Кресту Господню и запрещает начертывать изображение его на земле, дабы оно не попиралось ногами;

75-е правило требует благочинного пения в храмах;

74-е и 76-е правила запрещают в храмах и «внутри священных оград» устраивать трапезы, корчемницы или «купли производить»;

77-е правило запрещает не только священнослужителям и инокам, но и «всякому христианину мирянину» мыться в бане вместе с женщинами;

83-е правило запрещает преподавать Евхаристию телам умерших;

86-е правило повелевает отлучать от Церкви тех, кто содержит блудниц;

90-е правило повторяет запрещение преклонять колена в дни воскресные, «ради чести Воскресения Христова»;

91-е правило повелевает отлучать от Церкви вытравляющих плод во чреве;

100-е правило подвергает отлучению распространяющих порнографию;

102-е правило говорит о епитимиях кающихся.

VII Вселенский собор в Никее в 787 году издал двадцать два правила, из которых наиболее важные:

3-е правило, запрещающее избрание во священные степени мирскими начальниками;

4-е и 5-е правила, запрещающее симонию;

6-е правило повторяет требование о созыве ежегодных соборов епископов и запрещает мздоимство;

10-е правило повторяет запрещение клирикам оставлять свои приходы и занимать мирские должности;

11-е правило повторяет требование иметь иконома в каждой церкви и по монастырям;

12-е правило повелевает епископу и игумену иметь попечение о всех церковных вещах и ими распоряжаться, но не присваивать чего-либо самому себе в собственность, под страхом изгнания;

15-е, 16-е, 18-е и 22-е правила запрещают священнослужителям и монашествующим своекорыстие, роскошь и близкое общение с лицами женского пола;

20-е правило запрещает устройство «двойных монастырей», где бы женщины жили вместе с мужчинами, и близкое сообщение монахов с монахинями;

21-е правило запрещает монаху или монахине оставлять свой монастырь и отходить в другой без воли игумена.

Вселенские Соборы – выражение сущности христианства

Таким образом, семь Вселенских Соборов в своих догматических определениях представляют постепенное развитие основного догмата христианского вероучения о сущности Лица Богочеловека Иисуса Христа, на котором основано все христианство. Первый из них утвердил Божественность Иисуса Христа и Его равенство Богу Отцу, оспариваемое Арием. Второй осудил ересь Македония, который отвергал Божественную сущность Святого Духа. Третий подавил ересь Нестория, который учил о раздвоении лиц Богочеловека. Четвертый нанес решительный удар монофизитству. Пятый закончил поражение монофизитства, утвердив исповедание в Иисусе двух естеств — Божественного и человеческого. Шестой продолжил осуждение монофизитства, породившего новую ересь, монофелитство, и постановил исповедовать в Иисусе Христе две воли. Наконец, Седьмой осудил иконоборческую ересь и уничтожил последние остатки монофизитского заблуждения, к которому были близки противники почитания икон, возвышающие человечество Иисуса Христа до невозможности быть изображенным. Таким образом, учение о Лице Господа и Бога Иисуса Христа получило всю свою определенность и полноту посредством этих семи собраний, которым по всем правам принадлежит имя и характер Вселенских Соборов христианской Церкви.

Вселенская Православная Церковь остановилась на семи Вселенских Соборах и исповедует Себя Церковью семи Вселенских Соборов.

Семь Вселенских соборов, после Евангелия Христова, являются основанием и утверждением нашей Православной Христианской Веры.

В нашей Православной Церкви нет, однако, нечестивого учения о чьей бы то ни было личной непогрешимости — непогрешимость принадлежит лишь всему соборному сознанию всей Церкви в целом, котое и находило себе внешнее выражение на Вселенских Соборах, дерзновенно повторявших  апостольские слова, произнесенные в определении Первого Апостольского Собора в Иерусалиме в 51 году: «изволися Духу Святому и нам » (Деян., 15, 28).

Далеко не всякий собор непогрешим, а только тот, который выражает и утверждает вселенское сознание Церкви и  который принят всей Церковью как Вселенский.

Так Поместный Собор состоявшийся  в 879 году  в храме Святой Софии только у греков часто именуется Восьмым Вселенским. Кстати на этом Соборе вновь были  осуждены  какие бы то ни было изменения в Символе веры.

Неправославные   христиаские  конфессии не считают все 7 соборов для себя истинными. Например, так называемые Древне-православные (или Восточно-православные) Церкви остановились на первых трёх Вселенских Соборах, не приняв IV-го, Халкидонского (т.н. не-халкидониты).

Западная Римско-Католическая Церковь  насчитывает уже 21 Собор (причём последние 14 Соборов также именует Вселенскими).

Протестантские конфессии вообще не признают Вселенских Соборов.

Библиография

Вселенские Соборы -zbyka.ru

Поснов Михаил История христианской церкви . изд-ве «Жизнь с Богом»,  Брюссель, 1964. Репринт: Брюссель, ЖсБ, 1988

Карташев А.В.  Вселенские соборы, 1963

Архиепископ Аверкий (Таушев) Вселенские соборы http://www.dorogadomoj.com/

Православие. Т. 1: Значение Вселенских Соборов в истории …www.pravoslavie.by

 Александр А. Соколовски

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *