Воскресенье, 13 октября
Shadow

Иерей Александр Пальчевский «Учение о таинстве Крещения в раннехристианских творениях»

«Итак, что ты медлишь?

Встань, крестись и омой

грехи твои, призвав имя

Господа Иисуса»
                       (Деян. 22.16).

 

Каждый человек имеет назначение стать подобным Богу в этой жизни. Благодаря пути, который Христос прошел на этой Земле, мы имеем возможность получать дары Божии. Этими дарами являются таинства Церкви. Первым таинством, открывающим человеку дверь в церковь, является Крещение. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от  воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3:5), — говорит Христос

.
В раннехристианских творениях таинству Крещения придавалось исключительное значение. Так, в произведении «Пастырь» Ерма находим следующее: «невозможно войти в Царство Божие. Кроме как отложив мертвость прежней жизни. Ибо человек до принятия имени Божия мертв, но как скоро  примет печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь. Печать эта есть вода, в нее сходят люди мертвыми, а восходят из нее живыми»1 .

Крещение освящено примером Самого Христа. По словам святого Игнатия Антиохийского «Он родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду»2.

В Священном Писании Ветхого завета имеются прообразы, указывающие на таинство Крещения. В своем сочинении «О Крещении» Тертуллиан пишет: «Когда народ, изведенный из Египта на свободу, избежал власти египетского царя со всеми войсками, именно язычники через воду освобождения от века сего оставляют утопленным в воде диавола. Равным образом жезлом Моисея вода врачуется от дурного состояния  горечи для приятного употребления. А этим жезлом был Христос, превративший Собою нездоровые жилы прежде отравленной и горькой природы в полезнейшие воды Крещения»3 . В Послании Апостола Варнавы, которое носило антииудейский характер, говорится: «Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет  того Крещения, которое доставляет отпущения грехов, а учредит для себя иные»4. То есть здесь апостол имеет ввиду омовение, употреблявшееся у иудеев. Далее, Варнава называет Крещение  обновлением через отпущение грехов, воссозданием, вторым творением в последние дни, замечает, что получив отпущение грехов и возложив надежду на имя Господне, мы сделались совершенно новыми, вновь созданными.

Ранние отцы обращали внимание на символическое значение воды в Крещении. Св. Ириней Лионский говорит: «Вода объединяет наши тела в один организм – в одно тело Церкви, а Дух соединяет наши души с Богом»5 .
Почему Бог избрал именно воду для возрождения? Это святой Иустин мученик объясняет  следующим образом: «Почему мы, не зная первого своего рождения, по необходимости родились из влажного семени через взаимное совокупление родителей и выросли в худых нравах и в злом образе жизни, но, чтобы не пребывали мы  чадами необходимости, также и неведения, а свободы и ведения, и чтобы получили в воде оставление прежде совершенных грехов, — наименовываемся под желающим возродиться и раскаявшимся во грехах во имя Отца всего и Господа Бога. Омовение это называется просвещением», так как незнающие это просвещаются умом».6 Из приведенных слов можно заключить, что если воды в возрождении то же, что семя в рождении, а семя в себе имеет жизненную силу, то и вода должна заключать в себе и потому сообщать крещаемому дух жизни или присущую ей благодать животворящего Духа.
Тертуллиан пишет о воде в таинстве Крещения: «Очищающее действие Крещения зависит от нисхождения на воду Святого Духа, проникающего на воду и дающего ей силу омывать грех».7  Вода имеет такое  большое значение, так как с самого начала творения является элементом наиболее необходимым и жизненным. «Таким образом,, освященная от Святого, — говорит Тертуллиан, — природа вод получила силу освящения».8

В «Учении двенадцать апостолов» говорится о том, что Крещению должен предшествовать более или менее длительное оглашение готовящегося, а также даются некоторые  предписания: «Крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед Крещением крестящийся и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два».9
Большой интерес представляет описание таинства Крещения. Которое приводит Иустин Мученик: «Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа и Духа Святого».10  Крещение у святого Иустина понимается как рождение заново. Далее он продолжает: «После того как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие. Мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавшим истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей для получения вечного спасения»11
Святой Ириней Лионский с таинством Крещения связывает учение о воссоздании человека. «Как творение человека слагалось из двух моментов – творение тела  и дыхание жизни, вдунутое Творцом, так и в воссоздании человек сначала возрождается по телу и душе, а потом получает Духа Святого». «Эти два акта воссоздания совершаются именно в Крещении и миропомазании, — объясняет Катанский, — в воссоздании каждого человека во Христе и Святом Духе, он усматривал два главных акта, или, что тоже, разделял крещение на крещение водою и Духом».12
О плодах Крещения учит Климент Александрийский: «Членом Церкви человек становится через Крещение. Оно есть возрождение, делающее нас детьми Божиими, мистическое просвещение, сообщающее душе свет богопознания, духовное омовение, дающее залог бессмертия»13
Святитель Киприан Карфогенский обращает внимание на духовное рождение в Крещении: «Крещение есть таинство, в котором ветхий человек умирает, а рождается новый, — это объясняет и доказывает блаженный апостол, говоря: «Спасе нас банею пакибытия» (1 Тим. 3:5). Рождающийся, рождается не через возложение рук, когда он приемлет Святого Духа, но в Крещении Церковном, а Святого Духа приемлет уже родившись, как это совершено было и над первым человеком Адамом; Бог сперва  образовал его из персти, а потом уже вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7)».14
Святой Климент Римский говорит о том, что через таинство Крещения человек не просто становится членом Церкви, но также участником спасения. «С возрождением, — говорит он, — тотчас мы достигаем и совершенства, к которому стремимся, ибо в Крещении мы воспринимаем в свою душу свет богопознания. Крещаемые мы просвещаемся, просвещаемые – всыновляемся – делаемся совершенными, делаясь совершенными, мы получаем бессмертие»15
Учение святого Иринея Лионского о Крещении имеет важное значение для православного богословия, потому что он является носителем преданий Востока и Запада, Смирны и Рима и был учеником святого Поликарпа. У святого Иринея находим первое в ранехристианской литературе свидетельство о крещении младенцев. «Господь, — пишет святой Ириней, —  прошел через все возрасты, — сделался младенцем для младенцев, и освятил их; сделался малым для малых, и освятил, имеющих такой возраст, вместе с тем, подав им пример благочестия, правоты и послушания».16
Одна из глав «Педагога» Климента Александрийского была направлена против тех, которые считали, будто наименование новокрещенных младенцами и детьми означает, что они еще несовершенные, что в Крещении и других таинствах они еще не получили совершенства. Он пишет: «Возродившись, мы тотчас же получаем совершенное, ради которого мы и поспешали. Ибо мы просветились, а это значит познать Бога».17
Подводя итог всему вышеописанному, следует отметить, что почти все сочинения раннехристианских авторов были написаны по определенным поводам, и потому в них невозможно найти полное изложение церковного учения о таинстве Крещения. В то же время сочинения ранних отцов и апологетов имеет большое значение для развития христианского богословия. Несомненным является тот факт, что Христианство авторами ранних произведений воспринималось всей (их) жизнью, что было засвидетельствовано мученической смертью за веру большинством из них.

Библиография

1.    Библия. Москва.2002.
2.    Святитель Киприан Карфагенский. Творения. Москва.1999.
3.    Писания мужей апостольских. Москва. 2003.
4.    Антология. Ранние отцы Церкви. Брюссель.1998.
5.    Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин.2001.
6.    Катанский А.Л. догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно. Москва.2003.
7.    Сагарда. Н.И., проф.Сагарда А.И., проф. Патрология.Спб.2004.
8.    Скурат К.Е., проф. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.).СТСЛ.2005.
9.    Бавалевский  Д.И. Догматические творения Тертуллиана пресв.Карфагенского// Труды КДА 1908г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *