«Смиритесь пред Господом И вознесет вас (Иак. 4:10)»
Что такое смирение? «Смирение есть евангельская добродетель, объединяющая силы человека воедино миром Христовым, превысшая человеческого постижения»1) .
Священное Писание, которое исходит от Бога и всецело исполнено Его премудрости, содержит множество мест, открывающих значение, необходимость, силу и красоту смиренномудрия. Так, в книге пророка Михея находим следующие слова: «О человек! Сказано тебе, что добро и что требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 5:8).
Также и в богослужебном употреблении встречается множество мест, призывающих нас к смиренномудрию. Особо богаты в этом отношении молитвословия, взятые из Богослужений Великого поста: «Верою якоже Давид, и мы смиренномудрием вооружившеся, яко инаго Голиафа гордаго ума низложивше, посецем купно и тьмы страстей».2)
Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Смиренномудрие – это образ мыслей, заимствованный всецело из Евангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию». 3)
Смирение – Божественное свойство, потому что совершеннейшим примером в этом для человека является Сам Господь Иисус Христос. Призывая Своих учеников к смиренномудрию, Спаситель говорит: «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» (Мф. 12:29). Если мы хотим быть угодными Христу, нашему Божественному Образцу, то должны быть смиренны. Святые отцы призывают учиться смирению, сравнивая каждое своё слово, каждый поступок, всю свою жизнь с Господом Иисусом Христом. Потому что без Него настоящее смирение невозможно: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:15).
В евангелии мы видим, как Христос смиренно подчиняется воле Отца: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). В Своем смирении Сын Божий оставляет Свою предвечную славу и через воплощение принимает естество человека. И наконец «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу. И первый чудесный плод этой целостности или целомудрия – смирение. По словам протопресвитера Александра Шмемана: «Оно прежде всего победы правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем». 4)
Именно благодаря Своему смирению Дева Мария, Матерь Божия, сделалась радостью всего мира. Величайшим откровением красоты на земле; то же можно сказать о всех святых и о каждом человеке в редкие минуты его соприкосновения с Богом.
«Прежде всего нужно нам смиренномудрие, — говорит преподобный Авва Дорофей, — и мы должны быть готовы против каждого слова, которое услышим, сказать «прости», потому что смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника». 5) Ту же мысль приводит святитель Иоанн Златоуст: «Кто намеревается строить большой дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем, так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию» 6). Таким образом, если человек не имеет этой добродетели, то он напрасно будет совершать другие, всё будет нечисто без смиренномудрия.
Подчеркивая исключительную значимость смирения, преподобный Силуан Афонский пишет: «Вся война идёт за смирение» 7). Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании. Ярким примером значимости смиренномудрия является видение преподобного Антония Великого: «Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: «Кто же избегнет их?» Но услышал голос, говорящий мне: «Смиренномудрие».8)
«Нет, душа верная, — как бы так говорит Господь, — Я не требую, чтобы ты творила чудеса, открывала очи слепых, исцеляла больных: исцели надменное сердце твое, познай свою бедность и свое ничтожество»9). Это познание состоит в том, что человек начинает видеть себя таким, какой он есть. Это дает возможность связать себя с богом. Гордыня же замыкает человека в самом себе и отторгает благодать Божию, как говорит святой апостол Петр: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1-ое посл. Петра 5:5).
Для приобретения смиренномудрия святые отцы заповедуют исполнение евангельских заповедей, преимущественно с молитвой. Деятельность по евангельским заповедям приводит человека к познанию своей греховности, затем он убеждается в том, что не может исполнить ни одной заповеди. Всё доброе им совершенное приписывается Богу.
«научиться Христову смирению – есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и всё бывает мило сердцу. Только смирением являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то и Бога не узрим».10)
Из всего сказанного видно, какое значение имеет смиренномудрие для христианина.
«По мере истинного смирения, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — бывает и мера спасения».11)
Библиография:
1. Библия. Москва.2000.
2. Триодь постная. Москва. 2001.
3. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Оптина пустынь. 1913.
4. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Москва.1890.
5. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Москва. 1845.
6. Творение святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Константинопольскаго. С.Петербург. 1899.
7. Сафроний (Сахаров) архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. Эссенс (Англия) 1990.
8. Старец Силуан. Жизнь и поучения. Москва.1991.
9. Александр Шмеман протопресвитер. Великий пост. Москва.2001.
10. Творения Святителя Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Псков.1994.
11. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова.