Я уже на сайте касался этого важного вопроса, но за одну статью трудно раскрыть истинный смысл поминовения в Церкви. Ранее писалось о том, что если мы включены в память Божию, то мы включены в жизнь, ибо Бог есть жизнь. Прибывать в Боге или с Богом — это прибывать в Его памяти. У нас понятие о памяти связано с прошлым, так как вспоминать мы можем то, что уже прошло. У Бога, конечно, нет прошлого. Быть в памяти у Бога — это находиться с Ним в вечности. Поэтому, можно сказать, поминовение — это наша мольба или просьба, обращённая к Богу, о наших близких: вспомнить о них, то есть включить их в Свою память. Мы просим Бога сотворить усопшим вечную память, что значит включить их в Свою память. Это означает для нас то, что наши близкие будут вечны, ибо вечен Бог.
Но только этим значением смысл поминовения не ограничивается. Наше поминовение — это ещё общение с поминаемыми. Поминовение рождает взаимную связь между поминаемыми и теми, кто поминает. Это есть живая органическая связь, которая осуществляется через молитву. Через молитву, как и через принятие Святых Таин, мы причастны Христу, а во Христе — всей Святой Троице и друг другу. Об этом не нужно забывать. Существует некоторая таинственная, но реальная связь между молящимися, Богом и тем, за кого Богу приносится молитва. В Церкви мы все органически связаны друг с другом и со Христом, как в живом теле все члены связаны с головой. И связь эта активизируется в молитве к Богу, в поминовении нами друг друга. Это важно осознать, чтобы поминовение близких из формального стало настоящим общением друг с другом и с Богом.
Мы все нуждаемся в молитве, ибо мы предназначены вечности, а молитва связывает нас с вечностью.
Иерей Евгений Шваб