Рябова Лариса Алексеевна, руководитель семейного клуба «Очаг» Духовно-просветительского центра имени свт. Георгия Конисского Могилевской и Мстиславской епархии – о профилактике суицидоопасного поведения детей.
«Ах, если бы знал, какая радость, какая
сладость ожидает праведного на небе,
то ты решился бы во временной жизни
переносить скорби с благодарением.
Если бы эта келия была полна червей,
и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть,
то и тогда надо бы на это со всяким
желанием согласиться, чтобы только
не лишиться той небесной радости!»
Св. преп. Серафим Саровский
Самоубийства подростков – тема, которая в последние время особенно тревожит педагогов и родителей. По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Практика свидетельствует, что число суицидальных действий и намерений гораздо больше.
Что случилось с нашими детьми? Почему они добровольно уходят из жизни? В чём причина этого страшного шага? Что мы, взрослые, делаем не так? Как спасти детей? Вопросы, вопросы… И нет на них точных ответов! Методические пособия для педагогов написаны, на педсоветах, семинарах систематически рассматриваются направления и методы формирования ценностного отношения подростков к своему здоровью. Да и с родителями проведена огромная работа. Но великая эта проблема свинцово тяготит душу.
Определяющую роль при формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи. Семья затрагивает все сферы жизни ребенка, именно благодаря ей человек вырастает и становится либо благополучным и успешным, либо остается недоволен своей жизнью. Семья закладывает в человеке понятие о духовных ценностях, нравственности, о том, что в жизни главное, и к чему нужно стремиться. Именно она формирует в человеке понятие прекрасного, учит любви и заботе. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьёй. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменению впоследствии.
Однако современная семья все более явственно теряет одно из важнейших своих социальных предназначений – функцию воспитания и социализации подрастающего поколения, формирования у них высоких социальных и моральных качеств. В подобном состоянии институт семьи оказался
вследствие ряда факторов объективного и субъективного характера: чрезмерной занятости; роста внесемейных ориентаций; разрушения традиций народной педагогики, служившей тысячелетиями надежной основой первичной социализации детей; тяжелыми материально-бытовыми условиями и общей нестабильностью самих брачно-семейных отношений.
В учреждениях общего среднего образования Могилёвской области сложилась определённая система взаимодействия с семьей обучающихся по формированию у них позитивного отношения к жизни, профилактике суицидоопасного поведения.
Однако актуальность суицидальной проблематики требует понимания важности формирования культуры семейных отношений и, прежде всего, на основе христианских ценностей.
В связи с этим для педагогов учреждений общего среднего образования Могилевской области были особенно актуальны обучающие курсы (тематические семинары) по теме: «Формирование культуры семейных отношений на основе христианских ценностей», которые проводились в течение 2017 г. Духовно-просветительским центром имени святителя Георгия Конисского и учреждением образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» на базе Свято-Никольского монастыря.
Обучающие курсы (тематический семинар) организованы в соответствии с Программой сотрудничества управления образования Могилевского облисполкома и Могилевской епархией на 2015-2020 годы.
Участники обучающих курсов обратились с просьбой к организаторам рассмотреть на следующем семинаре духовную составляющую суицидального поведения подростков, а также обсудить роль семьи в профилактике суицидов.
Поэтому логическим продолжением работы по данному направлению стало проведение в январе 2018 г. обучающих курсов (тематического семинара) по теме: «Духовные основы семьи как условие сохранения жизни и здоровья несовершеннолетнего».
Взаимодействие педагогов по данному направлению содействовало осознанию ими роли христианских ценностей в формировании культуры семейных отношений, воспитанию семейно-бытовой культуры личности, профилактике суицидоопасного поведения.
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед…
Так, с бессмертных строк У. Шекспира, которыми автор подчеркивает страх смерти, веру в загробную жизнь, начал круглый стол «Духовные основы семьи как фактор предупреждения суицида среди несовершеннолетних» Сомов С. Э., директор Духовно-просветительского центра им. свт. Георгия Конисского, заведующий кафедрой литературы и межкультурных коммуникаций учреждения образования «Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова», кандидат филологических наук, доцент. В процессе круглого стола Сомов С. Э. ознакомил участников семинара с христианским представлением о человеке, его духовной и вещественной природе, христианским взглядом на самоубийство. Особое внимание Сомов С.Э. обратил на роль праздников в формировании культуры семейных отношений, семейного досуга.
Участники круглого стола обсудили семейные факторы риска и профилактики суицидального поведения подростков (отчужденность в детско-родительских отношениях, способы формирования благоприятных детско-родительских отношений), вопросы ответственности человека перед Богом, семьей, государством и обществом, осознали гуманистический потенциал Православия, его роль в воспитании подрастающего поколения.
Особый интерес у педагогов вызвала экскурсия «Свято-Никольский монастырь – жемчужина земли Могилевской». В ходе экскурсии ее участники ознакомились с историей могилевского Свято-Никольского женского монастыря, его духовной и исторической ценностью.
По просьбе педагогов будет разработана программа и проведен второй этап обучающих курсов (тематического семинара) «Славянская ритуальная культура как основа позитивного мировосприятия», раскрывающий роль культуры семейного досуга в воспитании подрастающего поколения. «Трудно вообразить, что представляла бы собой жизнь без праздников. Несомненно, нечто очень унылое, однообразное… Но душа не переносит удручающего однообразия: она требует ярких, цветочных пятен, горящего солнца, смеющегося неба, песни жаворонка, радости жизни. Все это дает праздник», – отмечал святитель Василий, епископ Кинешемский.
В связи с этим на обучающих курсах планируется раскрыть понимание значения церковного праздника как «проявление на земле небесного празднования», изучить смысл, значение и Богословие церковных праздников, раскрыть их значение в формировании у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.