Воскресенье, 19 мая
Shadow

Допустима ли ложь ради Бога?

«Мое святая святых — это… свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».

Антон Чехов

 

«Нет ничего среднего между истиной и ложью»

Св. Марк Эфесский

 

Истоки лжи

Ложь возникла   одновременно со злом. Однако же, Бог зла не творил. Зло в своей сути — это уклонение твари от Божественного добра.  Тварь, уклонившись от Бога, естественно, уклонилась и от истинного добра. Первым в этом процессе   стал падший ангел, сатана, обманувший сам себя. Впоследствии ему удалось увлечь на путь зла первых людей (Быт. 3), прельстив их ложью.

После грехопадения ложь стала для человека как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: «Всякий человек лжив» (Рим. 3, 4). Таким образом с одной стороны — дьявол побуждает людей ко лжи, с другой — падшая человеческая природа сама по себе склонна ко всякой неправде.

Ложь, как и всякое зло и всякий грех — это «плод», «творение» сатаны.  Ложь это по сути то, чего нет. Это злой вымысел, фантазия, обман, шутка, клевета. Ложь это и есть сущность всякого греха, всякого зла. Сам Господь Иисус Христос считал, что ложь исходит от дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин.8:44).

Наши прародители обманутые дьяволом и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня дьявол продолжает обольщать большую часть человечества (Откр. 12, 9).

 

О малой и большой лжи

Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом. ».

Часто говорят, что есть ложь малая и большая. Но различны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь?

Православное богословие отвечает на это однозначно: малая и большая ложь тождественны. Когда Священное Писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких особых оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая или вынужденная, или ведущая ко благу ложь. Отцу лжи дьяволу, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос.

Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (Притч. 6, 16 — 19; Числ. 23, 19). Человек созданный по образу и подобию Божию не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в котором нет никакой лжи.

В ветхозаветный период ложь была запрещена и осуждена законом Моисеевым. «И сказал Господ Моисею, говоря: не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19; 1, II) Но люди не выполнили эту нравственную заповедь.

С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя людей, началась новая эпоха. Сын Божий неслиянно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил и освятил его. С тех пор все нравственные заповеди данные Богом человечеству стали в принципе исполнимы для обновленных и возрожденных крещением людей, для православных христиан.

В таинствах Православной Церкви нам преподается Божественная благодать, и, будучи освященными ею, мы способны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первые христиане, вдохновлявшиеся примером своего Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, «оправдываемой» благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью.

В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас идеал христианской нравственности. К этому божественному идеалу уже более двух тысячелетий направляются православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни этот идеал первые христиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности (Мф. 5, 37).

Для понимания важности вопроса соотношения правды и лжи (в частности ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (Лк. 22, 54 — 62). Ясно, что апостол Петр в душе не отрекался от Спасителя, он отрекся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. Тем не менее, в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло, как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр, и в чем он всю свою оставшуюся жизнь непрестанно каялся.

Блаженный Иоанн Ликопольский пустынножитель говорил: «Ложь чужда Христу и христианству, будь она сказана по малому или по великому делу. Если даже для доброй цели говорят ложь, то это непохвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от дьявола (Ин 8.44)» и «ложь должна быть всегда чужда христианам»

Нравственность мучеников первых веков христианства вдохновляла мучеников и исповедников последующего времени, уча их, что «Истина… должна стоять выше всех земных расчетов и предрассудков». О этом же свидетельствовал и святой мученик Иустин.  Философ, говоря, что христиане «признавались в истине, за истину подвергались даже смерти, но не хотели жить обманом»

Авва Пимен сказал: «зло никаким образом не истребляет зла».

В раннем христианском произведении «Учение двенадцати апостолов» дана заповедь: «не будь лжецом…».

В книге «Пастырь» написанной христианином Ермой имеется заповедь полученная им от Ангела: «люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина… потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нем. И те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый».

 

Ложь как повод для ереси и прелести

Так как ложь признается святыми отцами причиной духовной и физической смерти (ибо с грехом вошла в мир смерть), ей (лжи) отводится ключевое место в святоотеческом понимании таких явлений, как ересь и прелесть.

Свят. Игнатий (Брянчанинов) объяснял ересь, как ложные учения, выдуманные отверженными духами и человеками. В то время, как Божественная Истина для того и вочеловечилась, «чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи».

«Ересь есть грех совершаемый преимущественно в уме», — отсюда его сродность с прелестью. Начало и основание прелести (т.е, состояния обольщения в которое впадают некоторые подвижники) есть ложная мысль.

Слово «лесть» обозначает обман, и люди, находящиеся в «прелести», – это обманутые люди. «Диавол, прельщающий их». (Откр. 20, 10.)

Свят. Игнатий Брянчанинов пишет: «Прелесть, т. е. повреждение естества человеческого, есть состояние всех человек без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы – в прелести… Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною».

То же утверждает и архиеп. Арсений (Чудовской): «Уже каждый человек при своей немощной, греховной природе бывает в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, – вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях – опять прелесть, принял похвалу, усладился ею – и это прелесть».

Св. отцы различают при этом два рода духовной прелести в её крайнем развитии.

Первый вид – это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Божию Матерь, ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.

Второй род прелести – это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется «мнением», потому что в этом случае человек мнит о себе.

Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека. Чтобы избежать прелести, надо иметь покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим.

«В ложной мысли ума, — пишет Св. Игнатий, — уже существует все здание прелести». Ересь и прелесть суть две стороны одной монеты, а ложь есть тот материал из которого сия монета сделана.

После смерти те души, которые не считали за грех ложь, даже малую и вынужденную, подвергнуться истязаниям на мытарствах. По словам Свят. Игнатия на мытарстве лжи проходит испытание всякая нераскаянная ложь

Итак, всякая ложь противна Богу и нравственному евангельскому закону, ложь происходит от дьявола, всякая ложь есть грех, который христианам необходимо избегать.

Как утверждает преподобный авва Дорофей, «всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от сих трёх причин. Человек лжёт или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание своё, или ради приобретения, и не перестаёт делать извороты и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего. Жизнью же своею лжёт тот, кто будучи блудником, притворяется воздержным, или будучи корыстолюбив, говорит о милостыни и хвалит милосердие; или будучи надменен, дивится смиренномудрию и т.п. Упорное же пребывание во лжи и гордости есть та хула на Духа Святого, грех, который не простится ни в сем веке, ни в будущем. Это та закваска, то учение фарисеев и книжников, заразы которого заповедовал как огня бояться Господь наш Иисус Христос».

 

О допустимости уступок

Но как быть с теми случаями, когда вынужденная ложь используется для спасения чьей-либо жизни или, говоря шире, для церковной пользы? Тут мы встречаемся с двумя реалиями: несовершенством человеческой добродетели и с церковной практикой икономии (допустимостью уступок, ради церковной пользы).

Все случаи, — когда кто-либо прибегает ко лжи спасая чью-то жизнь, пытаясь обратить человека к вере или отвратить от греха, желая направить ход дел ко всеобщему благу и даже к торжеству Церкви — безусловно служат лишь доказательством несовершенства человеческой добродетели. Ибо хотя во Христе человечество и усыновлено Богу, но в нашей земной жизни каждый обречен доживать свой век в теле смерти. А посему к каждому нашему доброму делу примешивается, пусть в самой малой степени, греховная нечистота. Один Христос без греха. Но именно то, что Он не совершил никакого греха (1 Птр. 2, 22) —  будучи во всем остальном таким же человеком как мы, — не дает нам права защищать нашу несовершенную добродетель и уж тем более возводить несовершенство добродетели в нравственный закон.

Чтобы противостоять ежедневной «бытовой» лжи, нужен не меньший подвиг, чем при отстаивании догматических истин Православия. И это не случайно, ведь битва за Православие идёт прежде всего в душе каждого христианина. И от результата этой сокровенной невидимой брани зависит вечная участь каждой отдельной личности.

Только евангельское учение Христа является непреложным нравственным законом православных христиан, а вынужденную ложь ни при каких условиях нельзя признать действием, оправдываемым Евангелием и христианской совестью. Примером для нас могут служить святые апостолы и первые христиане, а также святые отцы, которые всеми силами стремились не допускать даже малой доли неправды в своей жизни. И не только в делах или словах, но даже и в мысли.

Но если вынужденная ложь, иногда, не отвергалась тем или иным святым, из этого нельзя заключать, что она вообще не вменяется в грех. Ясно, что Бог и Церковь прославляли святых, не за то, что они были вынуждены прибегать ко лжи, а за их пожизненное покаяние во всех грехах, включая и вынужденную ложь. Ибо вынужденная ложь это все-таки ложь, а всякая ложь — грех.

Преп. авва Дорофей так говорит об этом: «Иногда случается такое дело, что бывает крайность (необходимость) скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большее смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло… большего смущения и скорби, или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев» Святой отец говорит, что если кто и совершил вынужденную ложь, он все же должен покаяться в этом.

Равное наказание в вечности определено словом Божиим и для закоренелых лжецов, и для лжецов обманывавших ради доброй цели – «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Апок. 21,7).

Свят. Тихон Задонский писал «Ложь от плотского рождения и плотского мудрования». По его же словам: «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь».

Даже самая «лучшая» ложь — для спасения кого-либо — не может быть боговдохновенна, и в лучшем случае она есть плод человеческой душевности, но не духовности. Подобные случаи вызывают у людей понимание и даже преклонение, и справедливо, ибо совершаются они ради людей, но не ради Бога. Ибо ради Бога можно говорить только истину, но нельзя лгать ради Бога.

 

Библиография

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2000.

Скитский патерик О стяжании евангельских добродетелей

Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2001.

Дьяченко Г. Практическая симфония. М.2008

Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Свят. Тихона Задонского. М., 1996.

Поучения аввы Дорофея. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, изд-во «Правило веры» М., 1995.

Еп. Феофан Затворник. Толкование на книгу св. Ермы «Пастырь».Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни 1999

Сочинения епископа Игнатия. Т. II Изд-во Сретенского монастыря. 1996.

 

Александр А. Соколовский

7 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *