Суббота, 23 ноября
Shadow

Церковь в Послании святого апостола Павла к Ефесянам

 

«И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1. 22, 23).

 

Главной темой Послания святого апостола Павла к Ефесянам является воплощение Божьего замысла спасения через Церковь Христову. Именно Церковь и то, что Ее связывает с нашим Спасителем, выходит здесь на первый план. В этом Послании святой апостол Павел говорит о цели спасения, которая состоит в том, чтобы объединить всех людей, язычников и иудеев, в одну Церковь, святой храм в Господе. Из Послания следует, что крестный подвиг Христа и Его любовь направлены в первую очередь на Церковь, которую Христос спасает и освящает Своей смертью (изл. по: 1).

«Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, апостол называет Ее Телом Христовым. Определение Церкви как «Тело Христово» особенно важно в том отношении, что оно дает представление о самом характере внутренней жизни Церкви. Как обыкновенное тело растет и увеличивается, так же и Тело Христово созидается. Как в теле каждый член имеет свое особое назначение, служа целому, так и Тело Церкви составляется и совокупляется «при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 16)», — объясняет А.П. Лопухин (2).

Таким образом, все члены Церкви образуют собой одно Тело, одушевляемое единым духом: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф 4. 4).

«Существо христианства требует, чтобы все верующие представляли собой одно тело, — говорит святитель Феофан Затворник. — Церковь, где обитает единый Дух, приемлемый всеми, и Который, проникая все члены, каждому сообщает жизнь и духовное движение. При единстве тела и духа у христиан и одни надежды. Всем обещано одно царство, — дверь в него равно всем открыта» (3).

Христианин никогда не растет в одиночку, но только со всеми святыми; то есть в Церковь и с Церковью, потому что иначе не может возрастать в Того, Который есть глава Тела Церкви, Христос. Только истинной любовью мы можем возрастать. Главная мысль апостола Павла состоит в том, что те неизмеримые силы, необходимые для возрастания всех христиан в Богочеловеческом Теле, Церковь черпает непосредственно от главы — Иисуса Христа. Только Он, Бог и Господь, имеет эти неизмеримые силы (изл. по: 4).

Таким образом, Тело Христово растет при взаимодействии всех своих членов. Силой, побуждающей на такого рода труды, является любовь к Господу. В этом заключается жизнь Тела Христова — Церкви. «…Все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 16).

Содержа истинное познание веры в Господа Иисуса и пребывая в делах любви, они должны всю свою жизнь настраивать по духу учения Христова и возращать в своей душе Того, Который есть глава Тела — Церкви, которую Он образует так: вера христианская соединяет верных со Христом и таким образом из всех составляет единое стройное Тело (изл. по: 5).

«Апостол Павел требует от нас такой любви, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — которая бы связывала нас между собой, делая неразлучными друг от друга, и такого совершенного единения, как бы мы были членами одного тела, потому что только такая любовь производит великое добро. Словами «одно тело» он требует, чтобы мы сострадали друг другу, не желали благ ближнего своего и участвовали в радостях один другого» (6).

Вследствие греха все небесное и земное, мир ангельский и физический, стали существовать разрозненно. По словам преподобного Иустина (Поповича), «главную цель человечества апостол Павел видит в воссоединении людей со своим божественным началом через посредство Иисуса Христа». Так сформулирована эта мысль в послании к Ефесянам: «…все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1. 10). Это и есть, собственно, Церковь (изл. по: 7).

В теле каждый член имеет свое назначение, исполняя которое, работает на все тело, так и в Теле Церкви, глава которой Христос, каждый член должен служить другим, и всему телу — Церкви, кто чем может и кто на что получил дарование. И апостол Павел говорит: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф 4. 7). Святитель Феофан Затворник поясняет: «Этот дар подается в таинстве миропомазания. В этом таинстве все природные силы духа получают благодать, которая некоторые из них поднимает на такую высоту, куда ни одна из них по естественному не могла бы подняться» (8). Совершителем и Тем, Кто подает эти благодатные дары, является Сам Христос.

Духовные дарования существуют для духовного возрождения верующих, как говорит апостол: «…доколе все придет в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4. 13).

Но также нужно отметить, что каждый из членов Церкви должен достойно использовать свои духовные дарования, «ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2. 10). Во многом именно от этого и будет зависеть единство христиан.

Единство во Христе всего сущего — главная тема Послания к Ефесянам. И апостол раскрывает жизненную важность всех форм христианского единства: внутри Церкви, между христианами из иудеев и христианами из язычников, в браке и семье, в труде. Именно через единство и осуществляется вселенский замысел божественной любви (изл. по: 9).

«Все верные в Церкви, — пишет преподобный Иустин (Попович), — мы составляем одно тело. Для чего? Чтобы мы жили единой, святой и соборной жизнью Церкви, святой и соборной верою Церкви, святой и соборной душою Церкви, святой и соборной совестью Церкви, святым и соборным умом Церкви. И так для нас все бывает соборным и общим: и вера, и любовь, и спасение» (10).

Здесь нужно также сказать о святости Церкви. Воплощение Господа нашего Иисуса Христа совершалось ради освящения людей, через которое осуществляется их приобщение к святости Церкви. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном…» (Еф 1. 3-6).

Святой апостол видит великое дело спасения уже действующим в людях через евангельскую проповедь и благодать Святого Духа. А умом своим созерцает полноту этого спасения и в восторге благословляет Бога — Совершителя всего этого через Иисуса Христа. Христос — наш единственный Посредник, через Которого и Бог подает нам блага и мы можем возносить к Богу свои молитвы и благословение (изл. по: 11).

«Святость — это качество церковной жизни, — говорит святой Иустин (Попович), — т.к. не существует святости естественной, внецерковной. Как может быть внецерковная богопричастность, как может осуществляться сила богочеловечества без Церкви — Тела Христова и храма Духа? Святость, по апостолу Павлу, есть приятие всем существом, очищенным аскетическим подвигом, благодати Божией. Поэтому церковность является синонимом святости» (12). Но сама Церковь свята не святостью входящих в нее членов, а своей собственной. А начало святости нужно видеть в Ее главе — нашем Спасителе.

«До Богочеловека Христа, до исторического Иисуса, до Его Церкви все так называемые реальности были тенью. С Ним же — все меняется: Тело Христово, Церковь, становится всеохватной исторической реальностью. Так в Теле Церкви Христовой осуществлен идеал всего самого возвышенного в роде человеческом, без него мы были слепы, мы были несчастными рабами всех страстей. И мы прозрели и увидели все вечности: и вечность жизни, и вечность истины, и вечность правды, и вечность человека» (13).

Нельзя оставить незамеченным учение апостола Павла о Церкви как невесте Христовой. Здесь цель Церкви схожа с целью семейной жизни. Брак должен способствовать духовному общению между супругами, которые через совершенствование готовятся к вечной жизни. Такой же, но в еще более широком смысле является цель существования Церкви. Апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф 5. 22-25).

Мы, все верующие, — члены Тела Его, составляем Тело Его, Тело Церкви. Каждый верующий, рождаясь от Христа, поступает в Тело Его, не отделяясь от Него. Этот тесный духовный союз Христа с Церковью святой апостол Павел видит прообразованным в первоначальном законе о браке (изл. по: 14).

Подводя итог всему вышеописанному, нужно отметить, что главную идею, которую вкладывает апостол Павел в образ Церкви, образ Тела Христова, можно определить как состояние человечества, когда Бог будет прибывать во всех и все в Боге. Эта идея всеобщего единства уникальна. Она не может родиться в мире разделения. Тот идеал, который нам начертывает апостол Павел, раскрывая свое учение о христианской экклесиологии, — это идеал единства (изл. по: 15). Церковь есть полнота Христа. Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих: восполняется как бы рукою милостивого человека и таким образом восполняется всеми членами в лице всех верующих (изл. по: 16). Через это мы достигаем совершенства и движемся к спасению, когда все мы будем соединены и тесно связаны в Господе.

  1. Фринц Ринекер. Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. – С. 745-746.
  2. Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – С. 245.
  3. Толкование посланий святого апостола Павла по трудам святителя Феофана Затворника. – С. 455.
  4. Архимандрит Софроний (Сахаров). Рождение в Царство непоколебимое. – С. 51.
  5. Толкование посланий святого апостола Павла… – С. 456.
  6. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Т. 9. – С. 116.
  7. Преподобный Иустин (Попович). Толкование на Послание к Ефесянам святого апостола Павла // Альфа и Омега, №2. – С. 36.
  8. Толкование посланий святого апостола Павла… – С. 425.
  9. Библейская энциклопедия. – С. 105.
  10. Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Экклесиология. – С. 219.
  11. Толкование посланий святого апостола Павла… – С. 431-432.
  12. Преподобный Иустин (Попович). Толкование на послание к Ефесянам… – С. 24.
  13. Преподобный Иустин (Попович). Догматика… – С. 228.
  14. Толкование посланий святого апостола Павла… – С. 468.
  15. Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. – С. 33.
  16. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на послание святого апостола Павла. – С. 328.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *