Среда, 4 декабря
Shadow

Бытовая гордость – это свидетельство недалекости и неблагодарности

Господи, от гордости избави мя.

Святитель Николай Сербский (Велимирович).

Сущность гордости

Гордость не обошла стороной практически ни одного человека. Философ Френсис Бэкон говорил: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться».

Христианский писатель К.С. Льюис писал, что люди могут признать все свои слабости: что они трусы, что неправильно поступили в том или ином случае, — но редко когда кто признается, что он виновен в гордости.

Согласно христианскому учению, человеческая гордость — это порок и зло.

Преп. Иоанн Лествичник пишет: «Гордость есть отступление от Бога, выдумка бесов, исчадие похвал, признак бесплодия души, матерь осуждения, отгнание помощи Божией, предтеча безумия, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, страж грехов, причина несострадательности, лютый истязатель, бесчеловечный судья, противник Богу, корень хулы».

Святой Иоанн Златоуст дает такое определение этой губительной страсти: «Считать себя лучше подобных себе — гордость». Св. Златоуст говорит, что гордость является отличительным знаком недалекого ума и неблагородной души. Он считает, что грех гордости хуже блуда, и объясняет: «Потому что, хотя блуд и непростительное зло, но, по крайней мере, иной человек может сослаться на (непреодолимое) желание; а высокомерие не имеет никакой причины, никакого предлога». Святитель говорит также, что лучше быть глупым, чем гордым. Глупость является злом для самого глупого, а гордость — язвой для других людей.

Божественное Писание называет гордого нечистым перед Богом, говоря: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Прит 16. 5).

По словам Аввы Пимена, гордость — «медная стена» между нами и Богом. Она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе.

Гордость явилась характеристикой падшего ангела. «Дьявол потому и находится в положении удаления от Бога и противоборства Богу, потому что возгордился и выступил против Бога».

Проявления гордости

Гордость бывает внешняя, явная, и тайная, сокрытая.

Явною гордостью мы называем ту, которую человек чувствует в себе.

Явная, открытая гордость состоит в высокомерном, надменном о себе мнении. Поводом к такому пороку бывают действительные или же мнимые наши достоинства.

Кто восхваляется своим происхождением и презирает своих ближних только потому, что они ниже его породою, такой человек горд явно.

Кто возносится способностями своего ума и уничижает в своем мнении тех, которые ниже его по душевным способностям, такой человек явно горд.

Кто тщеславится богатством своим и считает бедных собратьев своих ниже себя только потому, что они бедны, тот явно горд.

Кто гордится своею должностью, своею властью, своим могуществом и не имеет ни уважения, ни любви к нижестоящим, тот горд явно.

И подобных примеров более чем достаточно.

Но есть гордость тайная, сокрытая, часто непримечаемая и теми, которые имеют ее в глубине своего сердца.

Проявляется она специфично. Когда окружающие нас постоянно нас хвалят, все делают согласно с нашими желаниями и по нашей воле, то и мы за это обходимся с ними мирно, кротко, любовно. Поэтому мы думаем, что мы смиренны, как ангелы, что нам нет никакой причины подозревать таящуюся в себе гордость. А ведь мы того не замечаем, что здесь-то и подвох и испытание для нашего самолюбия, для нашей гордости.

Как распознать в себе эту гордость? Вот ответ архиепископа Иакова Нижегородского:

«Чтобы познать, ощутить ее, замечай, как ты себя будешь чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Опасна, вредна для души гордость явная, но еще опаснее, вреднее гордость тайная.

Язву открытую удобнее лечить, нежели сокрытую.

Внешняя гордость заметна и потому легче поддаётся врачеванию. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению.

Кто гордится, тот никуда не годится.

И гордость, и самолюбие, и тщеславие — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя».

Святитель Афанасий Великий говорил: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцанию божественному».

К.С. Льюис пишет: «О гордости нам следует задуматься именно применительно к нам самим, не к кому-то другому». Говоря о гордости, христианский мыслитель подчеркивал: «Она заключается в соперничестве». Гордости присущ дух соревнования. Гордость никогда не довольствуется частичным обладанием вещей. Она насыщается лишь тогда, когда мы превосходим кого-то по всем статьям и имеем больше, чем имеет наш ближний.

Гордость постоянно влечет нас к сравнению себя с другими людьми. И мы остаемся довольными только тогда, когда «обошли» кого-то.

Блудных исправляют люди, лукавых — ангелы, а гордых — один Бог. Кто не имеет послушания, не отсекает своей воли, не терпит укорений, бесчестий и поношений, тот не может стяжать истинное смирение.

Св. Ефрем Сирин сказал о гордости: «Кто ею исполнен, в том невидимо водворяется лукавый».

Сущность гордости — замкнутость для Бога и отчужденность от ближнего.

Можем ли мы представить себе нашего Господа Иисуса Христа чем-либо гордящимся?

Гордимся ли мы своим положением в обществе? — Христос не гордился. О Нем говорили: «Не плотников ли Он сын?»

Богатством? — Христос «не имел, где приклонить голову».

Популярностью? — «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Своей внешностью? — Не было в Нем «ни вида, ни величия».

Своей репутацией? — Он «друг мытарям и грешникам».

Своим образованием? — «Как Он знает Писания, не учившись?»

Превосходством? — «Он был презрен и умален пред людьми…»

Успехом? — «Пришел к своим, и свои Его не приняли».

Способностями? — «Я ничего не могу творить Сам от Себя».

Силой воли? — «… Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».

Красноречием? — «… Как научил Меня Отец Мой, так и говорю».

Свободой? — Был «… послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Гордый ли я?

Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя.

Духовная жизнь христианина должна сопровождаться познанием себя и своей немощи. Гордость же лишает человека духовного видения и такого познания. Тем более она закрывает ему возможность познания Бога.

И самодовлеющее «я» стремится в человеческом образе возвыситься над другими и самому быть законом.

Быть самим собою, слушаться только своей воли и своего хотения, ничего и никого не признавать над собою, сверх себя — таковы жизненные установки гордеца.

Свт. Тихон Задонский так рассуждает о гордости: «Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего».

Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что что-то из себя представляет.

Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди.

Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе?

Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, и ему нужно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будет парить в облаках и тратить силы и нервы попусту.

Если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все, несомненно, признаки гордости. Об этом прекрасно пишет преп. Симеон Новый Богослов: «Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным. А если будет противоречить с горечью и говорить с дерзостью, то придаст силы змию изливать яд в сердце его и немилосердно пожирать внутренности его».

Если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости. Св. Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».

О борьбе с гордостью

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь…» Даже падения и тяжкие грехи попускаются Господом (отнимающим в этих случаях защищающую людей благодать), лишь бы избавить людей от самого тяжелого порока — гордости.

Оптинские старцы говорили поэтому, что «лучше смиренный грешник, чем гордый праведник» (т.е. лучше быть смиренным при видимости некоторого несовершенства, чем иметь гордость при внешнем наличии добрых дел или подвигов, совершаемых по тщеславию).

Как победить гордость? Мы можем избегать сетей этого злейшего духа, если при всех добродетелях, в каких преуспеваем, будем руководствоваться словами апостола: «…благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна…» (1Кор 15. 10).

Клайв Льюис поясняет: «Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете».

Архиепископ Арсений советует, как бороться с гордостью: «У тебя не должно быть сознания, что ты преуспел. Трудись, борись со грехом и больше ничего, а за твои подвиги Господь даст тебе блаженное состояние духа, когда ты будешь чувствовать мир, отраду в душе, а не сознание того, что ты преуспел».

Надобно видеть и осознавать, что я сам виноват в том, что не смотрю себе под ноги и спотыкаюсь (грешу).

Ап. Павел дает такой совет: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. …Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе…» (Рим 12. 3, 16). «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2Кор 10. 12).

Чтобы не грешить гордостью, нужно знать и помнить свои грехи и слабости — это смирит нас. Гордиться может действительно лишь тот, который себя мало знает. Поэтому то и нужно помнить, что все, что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Нужно помнить, что мы на земле временно и все наши достижения здесь — знания, слава, богатство — у Господа Бога не имеют никакой цены. И будем помнить завет апостола Павла: «…ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13. 14).

 Соколовский А.

Льюис, К.С. Как распознать гордость? // Просто христианство. www.pravmir.ru/priroda-gordyni/

Льюис, К.С. Просто христианство. http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/liuis/liuis2/contents.html.

Старец Паисий Святогорец. Страсти и добродетели. Слова. Том V: Многоликая гордость. www.pravmir.ru/mnogolikaya-gordost/

Ельчанинов, А., священник. Демонская твердыня. О гордости. www.zagorsk.ru/duhovn/eltshaninov/

Пестов, Н.Е. Cовременная практика православного благочестия. Т. 1. http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pestov_praktika_pravoslavnogo_blagochestiya_01-all.shtml.

Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 1. С. 150.

Помоги, Господи, изжить гордыню. Б-ка «Благовещение». М. – 2009.

Святые отцы о гордости. www.verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_o_gordosti.

Клеопа (Илие), архимандрит. Что такое гордость и из чего она рождается. www.pravoslavie.ru/put/43370.htm.

Ельчанинов, А., священник. Что такое гордыня http://www.zavet.ru/novo/duh/007.htm.

 

9 Comments

  • Виктор А.

    Хотелось бы услышать комментарий автора статьи, ведь статья не посвящена какому либо празднику, и написана не с проста?
    Или это своего рода крик?

  • Александр А.Соколовский

    Это касается практически каждого в той или иной степени. Моё общение с разными людьми даёт основания так говорить.
    Подняться над своим «я» требует и понуждения, и усилия, и времени.
    Я просто хочу предложить каждому посмотреть на себя внутрь и подумать «всё ли у меня лично по христиански?»
    Соколовский А.А.

    • Александр

      Гордость лишает человека возможности подлинного объективного «познания себя» и «своей немощи». И, в противодействии этой страсти (гордости), необходим прежде всего «собственный личный внутренний подвиг» и, конечно же, содействие Благодати Святого Духа.
      И помним, что «Погибели предшествует гордость..» (Притчи 16:18)

  • Тамара

    Спасибо автору идеи и автору статьи! Когда вскрываешь язвы своей души больно, но надо терпеть и исцеляться, особенно от скрытой (тайной) гордости, которую и не всегда распознаешь. Бытова гордость разъедает бытие людское, отравляет окружающий земной мир и не дает шансов на спасение.Святитель Николай Сербский писал: «Горделивость — это широкое окно, через которое быстро выветриваются все наши заслуги и все наши добрые дела. Ничто нас не делает такими пустыми перед людьми и такими недостойными перед Богом, как горделивость». Чем больше будем напоминать о сущности и глубине этого порока, тем больше шансов справиться с ним не в одиночку, а вместе, СОБОРНО. Вот написала эти строки и подумала о гордыне, а где смирение? «О Господи Смиренный, сожги в сердцах наших диявольские семена горделивости огнем Духа Твоего Святого и посей в них благодатные семена смирения и кротости. Аминь».

    • С.А.А.

      У М. Горького есть выражение : «Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!
      Человек! Надо уважать человека»
      Я полагаю, что сам человек может гордиться только одним, что он является
      Божьим творением.
      И уважать самого человека надо прежде всего за то, что он творенье Божье.

      • Человек, то понятно…, но как быть с гордыней? Святые отцы нас призывают к покаянию.
        А вот живой пример на приходе: « Я всё могу, я всё умею», ему как быть. Говорить, что я Божье творенье.
        Мне кажется, в начале надо пройди свою лестницу определения гордыни.

        • олга

          Факт смерти всякого человека призывает нас осознать нашу незначительность и ничтожность, со всей нашей гордостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *