«Не бойся: по пути ты не один пойдешь.
Не будешь ты один и если соскользнешь
С высокого пути…»
Владимир Набоков
Часть 1.
Определение Церкви
«Христианства нет без Церкви», — писал в начале XX века архиепископ Илларион (Троицкий), один из многих российских новомучеников. Церковь — это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем.(1)
Слово церковь на греческом языке звучит как «екклесия», или «сообщество избранных людей, призванных от мира и от всего греховного». На иврите это слово «кэгила» и переводится как «община», общность людей (2) В этом смысле употребляется оно и в Ветхом Завете.
В Новом Завете в слово церковь Апостолом Павлом вложен более глубокий духовный смысл, этот смысл — тело и кровь Иисуса Христа: «ибо никто никогда не имел ненависти своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф 5, 29 -30, 32).
В наше время существуют варианты определения, что такое Церковь. Одно привычное для всех понимание, что «Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами.»(3)
Существует и другое определение Церкви, сформулированное религиозным философом А.С. Хомяковым, : «Церковь есть … единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».(4)
В этом определении на первое место поставлен Бог, как глава и первооснова существования Церкви.
Из этого определения становится ясно, что Церковь есть — Богочеловеческий организм, а не человеко-божеская организация.
Иными словами в Церкви, как в мистическом теле Христовом прибывает тот, кто прибывает в Благодати Святого Духа, достигая этого через покорность Воле Божией.
Основанием и фундаментом Церкви является Сам Христос.
Апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1 Пет. 2:4−6). Таким образом, вера во Христа есть камень, становящийся фундаментом того духовного здания, имя которому — Церковь.
Церковь как тело Христово
Об этом же свидетельствует и апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» (Еф. 2:19−22).
Апостол Павел далее наставляет «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).
Эти слова апостола можно вполне отнести и применительно к членству в Церкви.
И пусть каждый из нас ответит на вопрос: а в Церкви ли я сам? Не в Церкви как организации с многочисленными храмовыми зданиями, а как в Теле Христа?
В Послании к Коринфянам апостол Павел называет коринфскую общину «строением», себя «строителем», а «основанием» (фундаментом) Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3:11).
Исходя из этого, принадлежность к Церкви главным образом выражается в единстве с Главой — Христом, а не в формальном членстве в той или иной церковной юрисдикции. Хотя как человек состоит из тела и души, так и Церковь состоит, во-первых, из невидимого единого мистического тела Христова, которое есть Церковь, и, во-вторых, из видимой церковной организации со всей ее иерархической структурой.
Апостол Павел пишет христианам в назидание: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… Христос глава Церкви, и Он же Спаситель (Ее) тела»(Ефес. 5, 23−26).
Это сравнение Церкви с человеческим организмом, в котором есть голова (Христос) и всё «остальное» тело (христиане), где есть шея, руки, ноги, пальцы и т. п., очень точно объясняет то единение Бога с человеком, которое и выражается словом «Церковь».
А.С. Хомяков писал: «Церковь называется единою, святою, соборною (кафолической и вселенской), апостольской, потому что она едина, свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; (…) потому что сущность ее состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех ее членов, по всей земле, признающих ее: потому, наконец, что в писании и учении апостольском содержится вся полнота ее веры, ее упований и ее любви.
Из сего следует, что когда называется какое-нибудь общество христианское местной Церковью, как-то: греческой, российской или сирийской, такое название значит только собрание членов Церкви, живущих в такой-то стране». (5)
Другой выдающийся церковный мыслитель М.А. Новоселов писал свои личные размышления о Церкви. «Следует различать Церковь-Организм от Церкви-организации: не всякий, входящий в последнюю, причастен первой, не все члены церковной организации («общества, носящего имя христиан» — по Хомякову) суть члены организма — Тела Христова, Которое вбирает в себя, втягивает таинственным способом лишь «избранных» (Мф. 22,14), «предуставленных к вечной жизни» (Деян. 13,48)(6)
Архиепископ Аверкий (Таушев): высказывал следующее понимание Церкви «Православная Церковь это не есть просто какая-то чисто земная организация, возглавляемая патриархами, епископами и священниками, несущими служение в Церкви, которая официально называется Православной.
Церковь, правда, не может быть совсем оторвана от земли, ибо в нее входят и люди, еще живущие на земле, а потому в устройстве и внешней организации ее неизбежен известный элемент «земного», но чем этого «земного» меньше, тем для вечных целей ее лучше, и уж во всяком случае это «земное» никак не должно затмевать и подавлять собою то чисто духовное — дело спасения душ для жизни вечной, ради чего Церковь и основана и существует». (7)
Современный человек с трудом может представить, что для него является идеалом, он снова оказался в неустойчивом, лишенном традиции мире, и путь к Церкви ему приходится искать самому.
Прийти к Богу — дело нелегкое и непростое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм
Любой человек, который строит жизнь по заповедям Христовым, совершает личный подвиг: это требует больших усилий, большого мужества, большой стойкости.
Подвиг может иметь совершенно разные формы. Но все то, что человеку очень трудно, даже превосходит его силы, его естественные возможности — это и есть подвиг. Так происходит в духовной жизни, когда человек борется с самим собой, со своими собственными страстями. Победить, очистить свое сердце для жизни с Богом — это тоже подвиг
В настоящее же время многие положительные явления не становятся массовыми, это, скорее, подвиг одиночек, действующих из нравственных принципов, прислушивающихся к голосу совести и надеющихся на помощь Божию.
Единство разнообразия
Определение Церкви телом Христовым служит для христиан не только основанием для определения отношения её к Главе, но в этом определении заключаются и необходимые предпосылки для понимания взаимного отношения членов.
Известно и бесспорно, что любое органическое тело не просто является неким безразличным единством, но представляет собой единство в разнообразии или, иначе говоря, единство во множестве т.е. одно и то же есть единое и многое.
С одной стороны единое тело есть многое, а с другой — многие члены его составляют единое тело.
Это органическое единство не уничтожает различия отдельных членов, а различия этих отдельных членов не препятствует соединению их в одно цельное.
Ни один из членов не может составить тела, так как каждый одинаково недостаточен для этого, а необходимо их соединение: когда многие сделаются единым, тогда составляется одно тело.
Но все части и члены тела должны оставаться отдельными и свободно исполнять свои обязанности каждый в своей области, чтобы не повредить и весь организм..
По словам святителя Иоанна Златоуста «Члены нашего тела имеют каждый и свою частную деятельность и общую; равно и красота их есть общая и частная, и тогда, когда они, повидимому, разделены между собою, на самом деле тесно соединены, так что с повреждением одного, повреждается и другой». «Если разрушится тело, то не будет пользы от целости каждого из них порознь: глаз ли останется цельным , или нос сохранится, по расторжении союза не будет от этого никакой пользы, а если союз сохранится, то они, хотя бы и повредились, однако держатся и скоро выздоравливают» (8)
Только в союзе с телом каждый член получает духа жизни: «если бы случилось рука отделится от тела, дух (истекающий) из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдет ее там, то и не сообщается ей» (9).
Не все члены тела имеют одинаковое значение, — есть между ними высшие и низшие, — но они все равно необходимы, так как все служат жизни целого: «Тело, хотя состоит из разных членов, важных и не важных , однако ни лучший из них не вооружается против члена ничтожного, ни первый не подвергается зависти со стороны последнего; и хотя не все члены имеют одинаковое отправление, а каждый подчиняется определённому требованию необходимости, однако, по этому самому — что все совершается ими по необходимости или по требованию различных нужд — все они равно достойны уважения» (10).
Русский богослов протоиерей Г.Флоровский рассуждает, что «Церковь есть Тело Христово и Его «исполнение». Тело и исполнение — эти два термина взаимосоотносятся и тесно связаны между собой в представлении ап. Павла, одно поясняет другое: «иже есть Тело Его, исполнение Исполняющего всяческая во всех» (Еф.1:23). Церковь есть Тело Христово потому, что она есть Его дополнение. В этом же самом смысле комментирует Павлову мысль и св. Иоанн Златоуст. «Церковь есть дополнение Христа таким же образом, как голова дополняет тело, и тело дополняется головой». Христос не один. «Он подготовил весь род, чтобы сообща последовал Ему, сопровождал Его». Златоуст настаивает: «Заметь, как он (т.е. ап. Павел) представляет Его как бы имеющего нужду во всех Своих членах. Это значит, что Глава только тогда придет к полноте, когда Тело станет совершенным, когда все мы сообща будем со-единены и связаны вместе» (11)
Иерей Евгений Шваб
Александр А. Соколовски