Благодарность – труд и талант
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вера есть удел душ благодарных». Быть благодарным — это талант, это особый дар… Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный христианин незаслуженно носит это имя. Этот дар может внезапно настичь человека, и он, как будто прозрев, начинает видеть вещи, которых до того не замечал.
Благодарность – удел смиренных. Гордый не может быть благодарным, так как ему кажется, что он заслуживает только восхищения за свои личные достоинства. Благодарность духовно сближает людей, устраняет недоверие и подозрительность.
Благодарность — это особое отношение человека к Богу и миру, подлинное состояние открытости. Через благодарность исчезает отчуждение. Человек благодарный открыт другому.
Принять с благодарностью то, что подаёт нам Господь — вот наш христианский труд, наш подвиг и наша миссия.
Искреннее благодарение в молитве неотделимо от радости. К сожалению, человек переменчив, его сознание часто затмевается суетой и повседневными заботами.
Благодарность — это особое отношение человека к Богу и миру, подлинное состояние открытости.
Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь — это чудо из чудес. Любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является — Божественным даром. Только благодарный человек способен к подлинной радости. И наоборот, если этой радости нет в жизни, значит причина тому — неспособность к благодарению, невосприимчивость к любви Другого.
Радость жизни
Святитель Григорий Богослов пишет: «Мы получили бытиё, чтобы благоденствовать». Иными словами, мы живём, чтобы жить и получать от этого радость.
Господь создал человека для того, чтобы он получал радость от того, что он делает.
То, что максимально противостояло жизни — смерть, — побеждено Воскресением Христовым.
Радость Пасхи – это радость восстановленного, исцелённого и цельного человека, радость бессмертия, бессмертия всего человека, а стало быть и радость тела. А радость сопряжена с благодарностью.
Бог, устами Апостола, призывает нас: «Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1 Сол. 5, 16-18)
«За всё благодарите», — так заповедует нам апостол Павел (1 Фес. 5,18).
Апостол заповедует благодарить не только за добро, но за всё, то есть и за добро, и за зло. Так умел благодарить святитель Иоанн Златоуст. Несмотря на то, что он жестоко пострадал от несправедливости и последние годы жизни провел в суровой ссылке, на смертном одре последними его словами были: «Слава Богу за всё».
А священномученик Арсений (Мациевич), митрополит Ростовский, несправедливо осужденный императрицей Екатериной Второй на пожизненное заключение за сопротивление царской политике секуляризации (отбирания церковных и монастырских земель в государственную казну), оставил в своей одиночной тюремной камере на стене надпись: «Благо мне, яко смирил мя еси».
Кто научился быть благодарным даже в скорбях, тот воистину «недалеко от Царства Небесного».
Благодарность дает чувство удовлетворения тому, кого благодарят. Ведь другой человек видит и понимает, что его труды не напрасны, а нужны и заслужено оценены. В тоже время благодарность оказывает благотворное влияние и на самого благодарящего, так как приносит ему мир, гармонию и прочие позитивные чувства.
Благодарность Богу
Богу мы обязаны всем: нашей жизнью и всеми ее благами, промыслом о нас, неисчислимым милосердием, долготерпением наших грехов, страстей, пристрастий, нерадения, слабостей.
И нам необходимо прежде всего и больше всего быть благодарным Богу, без Которого не совершается ничего, а уж затем человеку – как Его творению.
Все блага, которые мы имеем, посылаются нам от Бога, как и говорит об этом апостол Иаков: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов».
Господь дает нам все — и бытие, и жизнь, и дыхание, и свет. Он дал нам глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ноги, чтобы ходить, руки, чтобы работать, голову, чтобы думать. Он нас питает, одевает, хранит и заботится о нас. Наш дом, наши вещи, наше материальное богатство — все это дары Божии.
Святые отцы говорят об этом так: «если ты сделал что-нибудь без содействия тела, то это принадлежит тебе. Если же ты сделал это с помощью тела, то тебе следует помнить, что тело твое есть создание Божие. И если ты подумал что-нибудь без ума, то это твое. Если же с помощью ума, то знай, что и ум твой — творение Божие».
Из этих слов хорошо видно, что нам не принадлежит даже то, что мы как будто бы сами приобрели, заработали и создали. Тем более не принадлежит нам то, чего мы не в состоянии создать, например наши близкие и любимые люди, наше тело, наша душа, наше здоровье, наши таланты и способности. Все это есть не что иное, как великие Божии дары.
И за все это мы обязаны непрестанно благодарить и поминать нашего Господа.
За все надо научиться благодарить Бога, ибо мы часто судим о том, что не вмещается в наше понимание. Судим людей, с которыми что-то случилось, забывая о том, что если так случилось – значит надо смириться и за все благодарить Бога.
Если человек искренне молит и не получает просимое — значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит. Становясь на молитву, учит нас святитель Василий Великий, мы должны сначала славословить Бога, затем благодарить Его, потом каяться, и только после этого просить о чем-либо, хотя обычно человек в своем духовном росте движется от прошения и покаяния к благодарению и славословию..
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, нужны прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет не сомневающаяся вера и любовь к Богу. Благодарность наша — удостоверение о правильно установленной религиозной душе. Все мы умеем просить. Даже неверующие в крайне тяжкие моменты иногда прибегают к Богу, но благодарить мы не умеем. Благодарственная молитва — знак высоко поднявшейся души. Хорошо вспомнить Бога в несчастье; но не забыть Его в радости — знак души, утвердившейся в Боге. Молитва просительная может уживаться в сердце с нашим эгоизмом, гордостью, злобой. Молитва благодарения несовместима с такими чувствами. Будем же прибегать к Богу в наших бедах и обстоятельствах, не потщимся взойти и на более высокую ступень — благодарственной молитвы».
Благодарность Богу поднимает нас, смертных, из смертного тления, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и обращает к Богу.
Собственно говоря, благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля.
«Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой Иоанн Кронштадтский, – внутрь-ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!»
В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их как горькое, но необходимое лекарство, исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков.
Мы должны благодарить Господа за то, что наша вера дает нам духовный разум понимать окружающие нас события, правильно расценивать их и поучаться от них; понимать, что природные и общественные бедствия посылаются Господом преимущественно для того, чтобы встряхивать человечество от греховного равнодушия, пробуждать его от духовной дремоты, напоминать ему о том, что мы не вечны на земле и что нас ожидает иная жизнь.
Благодарность и свобода
Слово «дар» означает «даром», «безвозмездно»; дар это то, что не подлежит расчету и даже мирским понятиям о справедливости.
Дар — это посильное для человека подражание Богу, Который все дает чел веку даром.
Дар как свободное действие человеческого духа, не должен рассчитывать на ответ и отдачу, иначе он превращается в расчет, взаимообмен, взаимную помощь, услугу и плату за нее. Тогда слово «дар» перестает отвечать своему названию и должно быть заменено иным словом:
Тот, кто дает (дарит), не должен ничего ждать в ответ от человека. Если он делает действительно ради Христа, то получит от Христа больше, чем даже ожидает.
Если это он сделал ради любви, то получит награду в самой любви. Если любовь является высшей христианской добродетелью, то благодарность — её главным проявлением. Чтобы стяжать истинную христианскую благодарность, надо победить самого себя, распять своё гордое «я» на кресте христианских подвигов поста и молитвы.
Только твердая вера во Христа делает человека по-настоящему милосердным и свободным.
Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. В этих словах явное противоречие. То, что делается в ожидании благодарности, уже не является добром, а чистая корысть.
Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает». Христианин должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти.
В обыденной жизни зачастую люди активно переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ взамен, как будто их обманули.
Схожую ошибку совершают и те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными отплатить или отработать за него, впадая в зависимость от полученного добра. Они думают, что им сделать, что подарить взамен, боясь показаться неблагодарными и тем унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью. Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал помощь или содействие, Ведь по их понятиям должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро.
Поэтому, то в обществе и существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом ложная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять с себя придуманное бремя.
Дар не должен стеснять свободы человека, тогда у него будет истинная благодарность и истинная любовь не ради дара, а ради самой любви. Любовь же, как чувство, отдавая себя, не уменьшается, а увеличивается еще больше.
Наша православная вера есть величайший дар Божий, это самое дорогое и самое радостное, единственное, что может дать смысл и силу жить и получать от жизни радость…Мы должны дорожить своей верой, и, если требует от нас жизнь, не должны скрывать, таить, что мы верующие люди. Напротив, мы должны свидетельствовать о своей вере и доносить её до людей. Это чувство величайшего дара и радости, что мы православные люди, что мы принадлежим к Православной Апостольской Соборной Церкви.
Библиография
Свт Николай Сербский (Велимирович) Творения : Кн. 1 : Беседы М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
Голод по Богу -www.pravoslavie.ru
Пестов Н.Е Современная практика православного благочестия. klikovo.ru
Cвт Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской — Творения в двух томах — Том второй — Аскетические творения. Письма М.: Сибирская Благозвонница, 2009.
Свт. Григорий Богослов. Избр. слова. М 2002
Александр А. Соколовский
Благодарить — это и дар и искусство
Это точно, что благодарить то мы уже разучились. А это столь важно всем.
Нам всё легко совершать для себя. А принять, что мы благодарим не себя это проблема. И вот тут-то и требуется смирение в совем «я».
В жизни действительно сделаешь добро, а от тебя потом скрываются. И чувствуешь себя неудобно. Но всё равно продолжаешь делать добро. И все вновь повторяется..