Пятница, 11 октября
Shadow

ТАИНСТВО БРАКА

 

Брак обеспечивает необходимую преемственность рода человеческого.

Лукиан

Брак есть действительность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случав любовь,  видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца…

Белинский В. Г

 

ТАИНСТВО  БРАКА

 

   В  этой  статье я  хочу  рассказать  о  браке,  как  Таинстве.  И  здесь  нужно  сразу  отметить,   что  еще  не  было  Церкви,  а  Брак  уже  был —  «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24); «и благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28) —  говорит  Бог  Адаму  и  Еве  еще  в  Раю.

Брак  по-разному  понимается  в  Ветхом  и  Новом  Завете.  В  Ветхом  Завете целью  брака  является  деторождение,  продолжение  рода – поэтому  допускается  многоженство,  наложничество – то есть  все  то,  что  ведет  к  сохранению  рода. В  Новом  Завете  происходит  смещение  акцента  на  любовь,  союз  двух  людей,  но  не  просто  союз,  но  во  Христе,  и  не  только  в  этой  жизни,  но  простирающийся  в  вечность.

Апостол  Павел  сравнивает  союз  мужчины  и  женщины  с  союзом  Христа  и  Церкви:

«Благодарите всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф 5:20—33).

Этот  отрывок  требует  некоторых  пояснений. «Боится» на библейском  языке —   почитает,  благовеет,  любит.  В  разъяснении  утверждения,  что  жены  должны  повиноваться  мужьям,  муж  глава  семьи,  не  могу  не  привести  слова    Антония  Сурожского:   «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый муж должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием. А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она — невеста, радующаяся о том, что возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя (Откр 19:7). Она — невеста, та, которая настолько — так глубоко, так совершенно — возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности готова все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест.».(2).

Давая  определение  Таинства  Брака  можно  сказать,  что  «в  нем  В нем супругам подается божественная благодать, созидающая их союз неким вышеестественным единением во Христе, по образу союза Христа и Церкви, начинающимся здесь, на земле, и простирающимся в вечность». (1).   То есть  Божьей  благодатью,  благодатью  Святого  Духа  семья  становится  домашней  Церковью.

Исторически  первую  тысячу  лет  не  было  отдельного  чинопоследования  Таинства  брака.  Изначально  Христиане  заключали  брак  через  совместное  участие  в  Таинстве  Евхаристии  и  благословения  Епископа. Согласно Тертуллиану, брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами». (3).  Впоследствии  с  ослаблением  Евхаристической  жизни  и  передаче  функций  регистрации  брака Церкви стало  развиваться  чинопоследование  обручения  и  венчания.   К  сожалению,  необходимо  отметить,  что  с  отъемом  у  Церкви  регистрирующих  функций,  венчание  все  больше  стало  скатываться  к  магизму,  все  больше  венчающихся  начинают  воспринимать  его  как  формально-магический  обряд  и  это  приносит  обратный  плод – идет  в  суд  и  осуждение.

Говоря  о  второбрачии,  необходимо  отметить,  что  в  идеале  брак  должен  быть  только  один,  так  как  между  супругами  существует  единство  во  Христе,  и  даже  смерть  является  временным  расставанием.  Церковью  допускается  второй  брак, (в  крайнем  случае,  третий)  но  только  после  покаяние,  как  признание  человеческой  немощи.

Что  касается  разводов,  то  Церковь,  основываясь  на  завете  Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9)  «настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака» (3). Господь  назвал  лишь  одну  причину  развода – прелюбодеяние.  Поместный  собор  русской  православной  Церкви  в  1918г.  архиерейской  собор  2000г.    признал  в  качестве  повода  для  расторжения  брачного  союза :  «отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим  … заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.» (3).  При  этом  священники  должны  приложить  все  усилия  для  сохранения  брака.

Общность  веры  супругов  должна  составлять  подлинность  истинно  христианского  православного  брака.  По  мысли  Церкви  уже  православные   люди  должны  искать  себе  супруга  единоверца.  Но  как  быть  если  брак  сложился   когда  оба  супруга  были  неверующими, даже  крещенными,  а  затем  один  из  них  пришел  к  Богу, воцерковился.  На  этот  вопрос  ясно  ответил  Апостол  Павел:   «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж:, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7. 12-14, 16).

Теперь  давайте  поговорим  о  плотской,  телесной  стороне  брака.  С  Апостольских  времен,  начиная  от  бл.  Августина  существовало  мнение,  что  тело  и  все  телесное  есть  скверна  и  грех,  и  его  нужно  преодолевать.  Телесное  общение  допускалось  только  для  деторождения.   Но  «Бог сотворил человека цельным: в этой целостности принимает участие и тело; и брак, который, как и любое церковное действие, охватывает всего человека, всю его жизнь, включает в себя как один из элементов, как проявление любви на телесном уровне, и плотское общение.» (1).  Поэтому  телесная  близость  сама  по  себе,  не  для  деторождения,  является  неотъемлемой  частью  брака.  Апостол  Павел  хотя  и  принял  на  себя  обет  девства  пишет: «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 4-5).  В  Основах  социальной  концепции  Русской  Православной  Церкви  тоже  подчеркивается,  что  в  телесные  отношения  благословенны  Богом  в  Браке.  Телесные  отношения  «становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в Чине Брачного вещания» (3).  С  другой  стороны  вступление  в  Брак  предполагает  рождение  детей,  поэтому  если  супруги  видят  в  телесных  отношениях  только  получение  удовольствия,  то  такая  близость  является  греховной.

Эта  статья  не  охватывает  все  вопросы  брака.  Поэтому  в  следующей  статье  постараюсь  осветить  вопросы  семьи,  условий  её  создания.

 

Источники:

 

  1.  Игумен  Петр (Мещеринов) —  Таинство  Брака
  2.  Митрополит  Сурожский  Антоний  —  Таинство  Любви
  3.  Основы  социальной  концепции  Русской  Православной  Церкви.

Материал подготовил : И.Зайцев

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *