Воскресенье, 24 ноября
Shadow

День памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского (1807– 1867)

«… Постоянно вникайте в Игнатия (Брянчанинова) и идите указанным им путем. Это — путь всех древних Отцов, путь, пройденный и самим Игнатием, проверенный им, как человеком нашего времени и развития, человеком наших недостатков и слабостей, нашего почти окружения. Это-то и делает его писания особенно ценными. Прибавьте к этому силу благодати Божией, явно в них ощутимую».

Эти слова игумена Никона (Воробьева, † 1963), исповедника, духовника, подвижника, из письма к духовному чаду можно считать исчерпывающей характеристикой святителя Игнатия, кратким и точным объяснением — почему его труды так важны для современного христианина. Проблема в том, что мы по определению не привыкли считать святых своими современниками, не относимся к их словам как к чему-то, имеющему безусловное отношение к нашей собственной, сегодняшней жизни. Может быть, поэтому тот же игумен Никон замечает: «Лучшего учителя для нашего времени нет. Но и он стал почти недоступен современным христианам».

Действительно, есть проблемы, которые считаются современными, актуальными. Но какие их них не были знакомы святителю Игнатию? Если говорить о проблемах церковной жизни — это оскудение монашества, духовных наставников, равнодушие к вере и даже отступничество большинства мирян. «Христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству и вступает в отношения к нему самые враждебные»,— святитель говорит об этом в письме, датированном 1860 годом. Если говорить о проблемах внутренней жизни человека — то они неизменны с момента грехопадения: В мире скорбны будете (Ин. 16, 33). Время, в которое жил святитель Игнатий, отстоит от нашего не настолько, как время жизни великих преподобных пустынников; люди и условия их жизни изменились не так кардинально, чтобы мы не узнавали себя порой в адресатах писем святителя. Мы так же, как и они, учимся азам духовной жизни, терпим скорби и утраты, не дорожим учением родной Православной Церкви, не горим желанием исполнять заповеди, если это идет вразрез с нашими желаниями и интересами…

Литературное наследие святителя Игнатия, одного из величайших духовных писателей, составляют семь томов богословских, аскетических сочинений и писем, переиздававшихся неоднократно. В день памяти святителя попробуем перечитать его письма, прежде всего, адресованные мирянам.

…Старший сын вологодского помещика, потомка древнего дворянского рода А.С. Брянчанинова Дмитрий обладал незаурядными способностями, это было очевидно для всех. В 1822 году, шестнадцати лет, по желанию отца он поступил в Главное инженерное училище Санкт-Петербурга, готовившее офицеров инженерных войск. Перед юношей открывалась превосходная светская карьера. На него обратил внимание сам наследник Российского престола, будущий император Николай I. Его поэтические и литературные дарования также были отмечены выдающимися литераторами того времени. Однако сам он желал для себя не продвижения по карьерной лестнице, а служения Богу, монашества. Решение оставить службу вызвало не только гнев отца, но и неудовольствие императора. Будущему святителю «помогла» тяжелая болезнь, которая, с одной стороны, освободила его от воинской службы, а с другой — не оставляла его всю жизнь и на долгие месяцы делала его затворником в своей келье.

Первое послушание Дмитрия в монастыре было при поварне, где он помогал повару, бывшему крепостному его отца. Когда будущий святитель принял монашество, благоволение к нему императора выразилось в том, что был назначен настоятелем Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Обитель находилась в упадке, храмы и келейные корпуса пришли в полнейшую ветхость, сырой климат побережья вызывал долгие приступы болезни. Само положение монастыря, находившегося на дороге из Петербурга в Петергоф, вынуждало настоятеля, стремившегося к уединению, проходившего духовное делание, находиться посреди житейской суеты, искать средства на обустройство обители, посещать и принимать представителей высшего общества. Это, конечно, очень краткое, пунктирное изложение жития святителя, которое само по себе интересно и поучительно — как пример мужества в несении своего креста, всецелой направленности жизни к Богу.

Святитель Игнатий прослужил в Сергиевой пустыни двадцать три года, до своего назначения на Ставропольскую кафедру. Здесь созданы основные его труды, здесь возникли глубокие духовные отношения со многими людьми, ставшими адресатами его писем. Святитель крайне ценил в людях их обращенность к Богу, стремление жить по заповедям. Таким людям он пишет теплые, пространные письма-наставления, не забывая благодарить Бога за Его дар — дар духовной дружбы, добрых взаимоотношений между людьми, ищущими единого на потребу. Эти письма можно считать настоящим учебником духовной жизни. Что считал главным сам святитель Игнатий?

Прежде всего, он призывает верующих к духовной трезвости, обличает различного рода мнимодуховные состояния, самообольщение, гибельную прелесть. Настаивает на том, что духовная жизнь христианина — это не мечты о чудесах и «благодатных дарах», а жизнь по евангельским заповедям. «Надо признавать, что все мы, человеки, находимся больше или меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе. Это — следствие нашего падения, совершившегося чрез принятие лжи за истину; так всегда падаем и ныне. Оттого в нас такая переменчивость! Утром я таков, к полудню иной, после полудня еще иной, и так далее. Оба мира действуют на меня, я подчинен обоим им, в плену у обоих их».

Обличая «самообольстительное мечтание», святитель бывает резок, насмешлив — но это необходимый «пластырь» на рану, которая нанесена гордостью и иначе может стать неисцельной: «Вам приходила (извините за деревенские выражения: хороши, метко в цель попадают!) только дурь, гордая дурь! Мне она известна, сам в ней непрестанно: а потому вас предостерегаю».

Гордость, тщеславие, особенно под видом духовных подвигов — соблазняют и убивают. «Потому-то дана человекам новая добродетель — смирение, дано новое внутреннее делание — покаяние. И делание, и добродетель — подлинно странные! Они радикально противоположны тому, чрез что мы пали. Покаянием умерщвляется пагубное влияние чувств телесных; а смирением уничтожается высокоумие, тщеславие, гордость житейская, словом все, что человека, попросту сказать, с ума сводит».

Для того чтобы прийти к подлинному покаянию, человеку надо увидеть себя таким, каков он есть. А это возможно только в свете Евангелия: «… Должно наблюдать за своим сердцем, при свете, который издают из себя Священное Писание и писания святых отцов, а отнюдь не при нашем собственном свете, поврежденном падением, зараженном прелестию, или при каком-нибудь другом ложном свете… По греховности моей и слепоте ума, происходящей от греховности, я не вижу себя,— тем менее вижу других. Поэтому стараюсь вникать — и вникать в учение Священного Писания, принимая его в том смысле, в каком объясняют его святые отцы, в каком принимает святая Церковь, а не в том, какой ему дают бесы и последователи их. И бесы толкуют Писание на погибель и прельщение внимающим им! Авось при свете, при истинном свете, который издают из себя Евангелие и святая Церковь, сколько нибудь увижу себя, увижу тьму мою, увижу слепоту мою!… Зрение себя является в нищете духа, а не в самодовольстве и самонадеянности».

Святитель постоянно говорит о том, что сегодня, когда оскуде преподобный (Пс. 11, 2), нужно как можно чаще обращаться к чтению святых отцов Церкви: «Пусть они руководствуют вас, напоминают вам о добродетели, наставляют на путь Божий. Этот образ жительства принадлежит нашим временам: он заповедан, предан нам святыми отцами позднейших веков. Жалуясь на крайний недостаток в богопросвещенных наставниках и советниках, они повелевают ревнителю благочестия руководствоваться в жизни своей отеческими писаниями. Совет святых — разум (Притч. 9, 10)».

Терпение скорбей — это особый и очень важный подвиг в жизни христианина. Для святителя Игнатия это не стороннее наблюдение, а слово опыта. Зная его житие, видишь, что сам он всю жизнь нес свой крест, прошел путем Спасителя, и как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18). Сегодня часто приводят слова святителя о том, что скорби — особый удел нашего времени, которому не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества: «Участок наш, христиан времени последнего, участок скорбей, по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! …Осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет пред Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Все зависит от Его благодати,— а Он милостиво от человека приемлет всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностию, с славословием».

Сегодня святителя Игнатия можно назвать «наставником наставников». По его трудам сверяли направление духовной жизни, своей и пасомых, известнейшие духовники и подвижники XIX–XX веков. Он предельно четко, ясно и вместе с тем образно изложил в своих трудах законы духовной жизни: «Веруйте Всемогущему Богу, надейтесь на Него, живите терпеливо и постоянно, живите в простоте, в покаянии и смирении, предавайтесь воле Божией, когда случится сбиться с правого пути,— снова на него направляйтесь,— и спасетесь».

Наталья Горенок

Газета «Православная вера» № 9 (461), 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *