Пятница, 4 октября
Shadow

Иконописная студия «Взор»

529784_101349269999051_1753065396_nВ начале 90-х годов прошедшего столетия  возрос интерес к духовной жизни человека. Открытием стал малоизвестный вид искусства – иконопись. И детям, и взрослым он оказался близок и интересен, им захотелось выразить свое представление об идеале, прикоснутся к нему своей рукой, понять своеобразный и символический язык иконы.

В это время по благословению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего  Экзарха всея Беларуси Филарета при Борисовском  городском Дворце культуры им. М. Горького создается иконописная студия, получившая позже название «Возрождение». Духовником ее в настоящее время является благочинный Борисовского церковного округа, настоятель прихода храма Рождества Христова протоиерей Александр Вербило.

Иконописная студия  существует уже почти 20 лет и за свою деятельность получила заслуженное признание. В 2009 г. решением Минского областного исполнительного комитета  ей  присвоено звание «Народная»,  она дважды награждена премией «гран-при» Международного Московского Рождественского конкурса-фестиваля «Вифлеемская звезда». На  счету студии многочисленные  выставки, фестивали искусств духовного направления. Работы  ее воспитанников, а также Макеевой Л.Н. и Молчанова А.Я. находятся в храме Всех Святых в Молодечно, в храме Рождества Христова в Борисове, в храме Рождества Богородицы д. Плиса, в частных коллекциях.

В 2011 году  для иконописи в г. Борисове были созданы более благоприятные условия, иконописная мастерская «Взор» и действующая при ней иконописная студия «Возрождение» получили новое помещение.

2Бессменными руководителями студии иконописи являются  Людмила Николаевна Макеева и Александр Яковлевич  Молчанов. Они являются профессиональными художниками, имеющими большой опыт по писанию икон. Л.Н.Макеева коренная борисовчанка. Окончила Минскую художественную школу, одно время работала художником – дизайнером в Минске, затем вернулась в родной город, сама пишет иконы и учит этому детей. А.Я. Молчанов после окончания Белорусского театрально – художественного института, проходил учебу в епархиальной иконописной школе.

В студии занимаются дети и подростки, действует младшая группа (самому маленькому участнику — 5 лет) и старшая. Во время занятий дети и подростки не только учатся писать иконы, но и изучают каноническую икону, технологию иконописи и специфику работы с традиционными материалами, работают с образцами византийской, русской и белорусской иконы, знакомятся с иконографией и символикой иконописного образа. В программе работы студии предусмотрено изучение истории иконописи, житий Святых, основ богословия.

При студии существует отдел традиционных ремесел, изучающий культурное и духовное наследие белорусского народа. Участники студии стараются найти и сохранить лучшие образцы узоров рушников, писанок, мелкой пластики.

 

1Вот что говорит об иконописной студии Александр Яковлевич Молчанов:

«Наша студия примечательна тем, что любой человек — взрослый и ребенок, имеющий художественное образование или нет, — может изучить основы иконописания и приобщится к миру древних белорусских и славянских ремесел, своими руками выполнить работу по древним образцам. Программой студии предусмотрены религиозно-нравственные собеседования, изучение духовных и культурных традиций белорусского народа.

Когда мы начинали нашу работу с детьми,  ставили себе задачу восстановления понимания иконы, знания ее языка. Но опыт работы показал, что для детей личное соприкосновение с иконой имеет более глубокий и внутренний смысл.                  

Ребенок находит в иконе идеал личности, человека, которого он может и не встретить в жизни. Он видит в образе красоту нравственного подвига, целомудрие, духовную силу и красоту, Это тем более ценно, что современное искусство, к сожалению, не всегда  ставит своей  целью изображение высоких нравственных идеалов.

Наконец, рисуя, работая над созданием образа, он получает личный религиозный опыт, опыт участия в Евангельском свидетельстве. У нас был пример, когда мы с участниками студии выступили со своей программой в Борисовском интернате. Программа включала показ слайдов, рассказы об иконе и выставку детских работ. И дети из интерната живее всего откликались именно на детские же работы.

Видимо для них опыт их сверстников был внутренне близок. Наш опыт работы показывает, что в древней, канонической иконе ребенок находит тот духовный жизнеустроительный потенциал, который так необходим ему в условиях современного мира.

Наши первые ученики уже выросли, многие из них стали достойными людьми и я думаю, что пребывание в иконописной студии и работа с иконным образом помогли им сформировать свою систему ценностей на Христианской основе и состояться, как личность. А формирование личности и есть глубокая задача культуры и педагогики

Первоначально работа детской иконописной студии планировалась как духовно-просветительская. Поскольку в начале девяностых, когда создавалась эта студия, мы часто сталкивались с непониманием смысла канонической иконы, её языка. Дети работали с прорисями, изучали образцы, осваивали иконописную технику и, самое главное, постигали смысл и гармонию древней иконы.

Но постепенно открылась и еще одна сторона детского творчества. Оказалось, что строй канонической иконы внутренне близок ребёнку, может быть, ближе, чем взрослому современному человеку.

Есть что-то общее между изображением сути вещей и духа человека на иконе, пренебрегая внешним взглядом, ищущим поверхностной красоты, и детским — серьёзным и честным — отношением к миру.

У ребёнка отсутствует внешнее восприятие человека, ребёнок может не заметить цвета глаз и форму носа, но поймёт, «добрый» человек или «злой», увидит он и малейший оттенок лукавства. Так же и предметы на детских рисунках всегда изображены в обратной перспективе, подобно иконописной, представляющей мир «как он есть», а не «как нам кажется».

У детей сильна тяга к справедливости, честности, всякого рода «правде». «Правда? Это по-правде было?» – типичный детский вопрос. Можно сравнить с Пилатовским, изощрённо-искушенным («мультикультурным») «что есть истина?», подразумевающим, что их, истин, может быть много. Дети прекрасно знают, что «правда всегда одна».

Поэтому они совершенно естественно, не замечая тех препятствий, которые зачастую с большим трудом преодолевает взрослый человек, видят на иконе самое главное – правильного человека. (Так как сказано в Писании: «Я есть путь и истина и жизнь». (Иоанн. 14. 6))

Дети знают и ещё одну тайну. Мало видеть, надо делать. Поэтому восприятие иконы детьми деятельно, а не созерцательно. Им важно, что это можно нарисовать, сделать самим, самому включиться в Евангельское свидетельство, которое и есть икона.

Мы неоднократно убеждались, что дети очень серьёзно и глубоко реагируют именно на образы, написанные детьми же. Для них важен личный духовный опыт, то, что красота духовного человека открыта и пережита их сверстником.

Здесь мы подходим к еще одной стороне детской иконы – это форма воспитания, нет, пожалуй, это форма самовоспитания путём понимания красоты нравственного подвига и духовной силы Святого, чей лик ребёнок видит и пытается нарисовать. А нарисовать – это значит пережить, примерить на себя, самому хоть на какое-то мгновение стать таким.

Не случайно любимые детьми образы – образы ангелов, совершенно лишенные условности, «понарошности». Иногда они величественны и огромны, иногда полны неземной мудрости, и всегда являют незнакомое нам сочетание простоты, лёгкости и силы.

Итак, в начале работы студии мы осознали полезность иконы для ребёнка в современном мире, что занятие иконописью – акт самовоспитания, образования глубоких структур личности, соприкосновения с духовным миром, обретения собственного опыта жизни души.

Но по прошествии  ряда  лет мы пришли к результатам, которых не ожидали в самом начале, исходя из той позиции, что умные взрослые должны учить неразумных детей. Оказалось, что ценность иконных образов, пережитых детской душой и исполненных детскими руками более, нежели просто учебная работа. И что современный человек, глядя на Образ, написанный детской рукой, может открыть для себя истинную духовную реальность, зачастую ему недоступную, или замещённую в его сознании чем-то другим. Будем помнить известные слова из Священного Писания: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное».(Матф. 18. 3).

А.Я. Молчанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *