Вторник, 30 апреля
Shadow

Состоится поминовение потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с православием

Glavnoe (720x480)Решением Синода Белорусского Экзархата (журнал № 169 от 03.09.2012) в календарь Белорусской Православной Церкви была внесена памятная дата 6 декабря (23 ноября по ст. ст.) − день преставления блаженной памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко).
Во исполнение означенного решения Синода во всех храмах и обителях Белорусской Православной Церкви 6 декабря будет совершаться заупокойное молитвенное поминовение высокопреосвященных митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), архиепископа Полоцкого и Витебского Василия (Лужинского), архиепископа Минского и Бобруйского Антония (Зубко) и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью.
12 февраля 1839 года в Полоцке во время совместного служения высокопреосвященных Иосифа (Семашко), Василия (Лужинского) и Антония (Зубко) был принят акт присоединении униатской церкви к православной и составлено прошение царю с приложением 1305 подписей духовных лиц, которое было одобрено 25 марта того же года, а официальные торжества состоялись 14 мая 1839 года в Витебске.
Воссоединение униатов с Православной Церковью, произошедшее на Полоцком соборе 1839 г., является одним из важнейших событий в истории белорусского народа. Ликвидация унии духовно воссоединила все расколотые части белорусского народа и восстановила его целостность.

Митрополит Иосиф Семашко (1798-1868) — главный деятель по воссоединению униатов с Православной Церковью. Являясь сыном небогатого дворянина, впоследствии униатского священника, Иосиф свое детство провел среди православных. Учился в Немировской гимназии, потом в главной духовной семинарии при Виленском университете, из которой он не только не вынес расположения ко всему польскому и католическому, но стал еще большим приверженцем православия. В 1821 г. он был посвящен в священники в Луцке и сделан членом луцкой духовной консистории. В следующем году его назначили присутствовать в униатском департаменте римско-католической духовной академии в Санкт-Петербурге как человека хорошо знакомого с русским языком и русским законодательством. Здесь Иосиф скоро получил руководящую роль и энергично поддерживал меры, клонившиеся к учреждению духовных семинарий для образования белого униатского духовенства и к упразднению базилианских монастырей на территории Беларуси. Изучив подробно всю историю стремлений и ходатайств белого униатского духовенства, он составил особую записку о воссоединении униатов, которая была одобрена государем, а затем, в духе этой записки — протокол о нуждах униатской церкви, положенный в основание Высочайшего указа 22 апреля 1828 г. В силу этого указа, при участии Иосифа, была учреждена самостоятельная греко-униатская духовная коллегия, сокращено число униатских епархий, преобразован состав униатских консисторий, поставлены под контроль епархиальной власти базилиане, предложено католикам оставить базилианский орден, учреждено несколько духовных семинарий для униатского духовенства.
В 1829 г. Иосиф был посвящен в сан епископа Мстиславского, викария белорусской консистории, с оставлением в должности члена коллегии. Через три года он стал самостоятельным Литовским епископом, после чего подготовка литовской епархии к воссоединению быстро пошла вперед. Назначенный в 1835 г. членом особого секретного комитета, образованного для направления униатских дел, и членом комиссии духовных училищ, которой подчинялись все униатские духовно-учебные заведения, он достиг того, что в январе 1837 г. униатская церковь была подчинена ведению обер-прокурора Святейшего Синода, а 25 марта 1839 г. окончательно принята в общение с Православной Церковью. В 1849 г. Иосиф получил сан архиепископа Литовского и Виленского. Переселившись в 1844 г. из Петербурга в Жировичи, он исходатайствовал учреждение второго ковенского викариатства в Литовской епархии; перевел в Вильну Литовское епархиальное управление вместе с семинарией; открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ. В бытность М.Н. Муравьева Виленским генерал-губернатором Иосиф оказал материальную поддержку пострадавшему во время мятежа духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей.

Архиепископ Антоний Зубко (1797-1884) родился 2 июля 1797 года в с. Белом Лепельского уезда Витебской губернии в семье священника. В 1809 г. поступил в Полоцкую униатскую семинарию, затем в Полоцкую иезуитскую коллегию, которую окончил в 1818 г. со степенью кандидата философии. В 1822 г. окончил Виленскую главную семинарию при Виленском университете со степенью кандидата богословия. Преподавал в Полоцкой семинарии логику, риторику, церковную и всеобщую историю, нравственное богословие. В 1824 г. был рукоположен целибатом в священника к Полоцкому кафедральному униатскому собору и назначен членом Полоцкой консистории. В 1825 г. возведен в сан протоиерея и послан от Полоцкой епархии в Санкт-Петербург асессором Римско-католической коллегии по униатскому департаменту. В 1827 г. командирован в Жировичи для открытия Литовской Духовной Семинарии и в 1828 г. назначен её первым ректором. С 18 апреля 1832 г. старший соборный протоиерей. В 1834 г. Антоний был хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской Литовской епархии. Являлся одним из виднейших представителей греко-католического духовенства, имел близкие дружеские отношения с епископом Литовским Иосифом (Семашко), стал его ближайшим помощником в осуществлении воссоединения греко-католиков с Православной Церковью. На Полоцком церковном Соборе 1839 г. Антоний участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием, а по воссоединении, 28 января 1840 г., был назначен на православную Минскую и Бобруйскую кафедру; в 1841 г. возведен в сан архиепископа.
Проявил себя как «необыкновенный стоятель за Православие и русскую народность в Западной России». По болезни Антоний не раз ходатайствовал об увольнении на покой, в 1848 г. его прошение было удовлетворено. В 1848-1862 гг. он проживал сначала при архиерейском доме в Минске, затем в Жировицком монастыре, а последние 20 лет — в Пожайском Успенском монастыре в Ковенской губернии. За 11 дней до кончины Антоний праздновал 50-летие своего архиерейства. Со всех концов России ему прислали приветствия и поздравления, в т. ч. император Александр III и Святейший Синод. Несмотря на заслуги перед Церковью в деле присоединения униатов, свои труды в этом великом деле Антоний не считал сколько-нибудь значимыми. Старец-архипастырь, как часто называли его, любил естествознание, много занимался им, однако труды его в этой области остались неизданными. Погребен в Пожайском монастыре.

Архиепископ Василий Лужинский (1791-1879) родился в семье униатского священника Стефана Лужина-Лужинского. Воспитывался у двоюродного дяди помещика Кельчевского. С 1807 года обучался в Полоцкой униатской семинарии, с 1814 года — в Полоцкой иезуитской академии, с 1816 года — в Главной католической семинарии при Виленском университете. В 1819 году получил степень кандидата философии, в следующем году — степень магистра богословия, в 1825 году — степень доктора богословия.
После окончания обучения Лужинский вернулся в Полоцк и стал одним из ближайших помощников униатского архиепископа Иоанна (Красовского), вводившего в униатские храмы православные обряды. 6 августа 1819 года Лужинский был рукоположен во священника целибатом, в следующем году назначен префектом и инспектором Полоцкой униатской семинарии с правами ректора. В 1820 году был освобождён от ведения духовных дел в Полоцке за защиту и поддержку отстраненного от управления Полоцким униатским архиепископством и затем преданного суду архиепископа Иоанна Красовского.
В сентябре 1824 года советом Виленского университета Лужинский был избран префектом Главной католической семинарии и получил должность кафедрального каноника. В семинарии преподавал церковное пение, организовал хор. Лужинский состоял членом кружка любителей славянского языка и богослужения при семинарии, целью деятельности которого было восстановление православного богослужения в униатских храмах.
В 1829 году Лужинский в сане протоиерея стал асессором греко-униатской коллегии в Санкт-Петербурге, активно помогал униатскому Мстиславскому епископу Иосифу (Семашко) в его работе по подготовке воссоединения униатской Церкви с Православием. По плану, разработанному Семашко и Лужинским, воссоединение должно было проходить постепенно, через уменьшение числа базилианских монастырей. Среди белого духовенства проводилась разъяснительная работа и собирались подписи в поддержку воссоединения.
17 апреля 1833 года на Полоцкую (Белорусскую) униатскую кафедру вместо скончавшегося архиепископа Иакова (Мартусевича) был назначен митрополит Иосафат (Булгак), который, являясь председателем греко-униатской коллегии, постоянно находился в Санкт-Петербурге. 30 апреля 1833 года временным председателем консистории для управления Белорусским архиепископством в Полоцк был командирован Лужинский. 13 сентября он был утвержден в должности председателя консистории, а 25 октября назначен официалом (управляющим епархией от лица митрополита).
6 декабря 1833 год Лужинский был избран и 28 января 1834 год рукоположен во епископа Оршанского, викария Белорусского униатского архиепископства. Перед хиротонией он дал подписку о готовности принять Православие. Лично посещал белорусские приходы, убеждал паству и духовенство в необходимости отказа от унии. От духовенства он брал подписки о готовности принять Православие, наблюдал за перестройкой униатских храмов по православному образцу, введением православного богослужения. У Лужинского было много противников, как из числа католиков и базилиан, так и в лице православного Полоцкого епископа Смарагда (Крыжановского) — сторонника жестких мер по отношению к униатам.
После кончины в феврале 1838 года митрополита Иосафата (Булгака) Лужинский стал правящим архиереем Белорусского архиепископства.
12 февраля 1839 года, в Неделю православия, в Полоцке во время совместного служения Иосифа (Семашко), Василия (Лужинского) и викарного епископа Брестского Антония (Зубко) был принят акт присоединении униатской церкви к православной и составлено прошение царю с приложением 1305 подписей духовных лиц. Последнее было одобрено 25 марта того же года.
Официальные торжества по случаю воссоединения состоялись в Витебске, где 14 мая 1839 года в кафедральном Успенском соборе Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) совершил литургию в сослужении православного Полоцкого епископа Исидора (Никольского) и Лужинского.
6 марта 1839 года Василий был назначен епископом Оршанским, викарием Могилёвской православной епархии. 7 июля 1840 года стал епископом Полоцким и Витебским. 5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа. Резиденция архиерея была перенесена из Полоцка в Витебск в 1842 году.
Василий занимался миссионерской работой среди беспоповцев в Витебской губернии. Результатом его деятельности стало присоединение к Православию 5 000 старообрядцев с 6 наставниками. В 1865 году Василий был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде. 27 марта следующего года освобожден от управления епархией и назначен членом Святейшего Синода. Являлся почетным членом Казанской Духовной Академии (с 1871), Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1876). Похоронен в имении Любашковичи (село Любашково Витебской губернии) близ Витебска.

Использованные источники:

1. http://www.pravoslavie.ru/arhiv/5276.htm#75
2. http://zhirovichi-monastery.by/monastyr/istoricheskie-lichnosti/mitropol…
3. http://zhirovichi-monastery.by/monastyr/istoricheskie-lichnosti/arxiepis…
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Василий_(Лужинский)

Туровская епархия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *