Вчера началась подготовка к Великому Посту, который в этом году начнется необычно поздно – 17 марта. День Светлого Христова Воскресения приходится на 5 мая. Из чего состоит Великий Пост? Когда будет читаться Великий покаянный канон и когда Акафист Божией Матери? В чем смысл каждого дня Страстной Седмицы? Когда будет день Св. Троицы? Ответы в статье.
Пытаясь уяснить структуру христианского календаря, определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, мы обращаем внимание на то, что все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие имеют особые заголовки, указывающие священно-исторические темы их богослужебных воспоминаний. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу, длящемуся большую часть первого полугодия (в среднем – с февраля по июнь).
Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – восемнадцать недель.
Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из 1) трех подготовительных недель (седмиц) к Великому посту, 2) Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и 3) Страстной недели (Страстной седмицы). Четыредесятница и Страстная седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании; его продолжительность – семь недель.
Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и 3) одну неделю после Троицы (праздник «Всех святых».
Богослужебные тексты пасхального периода содержатся в двухтомной книге – «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» (у греков это «Триодион» и «Пентикостарион»); отсюда его другое название – «Триодный цикл».
Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определенное число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, Вознесение – в четверг, а Радоница – во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчетов, таблиц, которые также называются «пасхалией». При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, именуемых «пасхальными пределами», от 22 марта – по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля – 8 мая по григорианскому, но только для XX—XXI вв.!). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» (или «подвижными») праздниками.
«Крайние» Пасхи случаются редко. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта (4 апреля) была в 2010 г., такая же предыдущая – в 1915 г., до этого – лишь в 1668 году; следующая будет в 2105 году. Самая поздняя Пасха, 25 апреля (8 мая) была последний раз в 1983 г., до этого – в 1736 г.; следующая будет в 2078 г. Представим ключевые точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Все даты, во избежание путаницы, – по григорианскому календарю, по которому мы реально живем. Будем помнить, что славянский термин «неделя» (день, когда «не делают», не работают) означает преимущественно один день – воскресный; в церковном календаре это первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла («недели» в обычном значении). За ним следуют будние дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые «седмицей».
Подготовительный период к Великому посту
(с 24 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 17 марта)
Неделя о мытаре и фарисее (Лука 18:10–14 ). – 24 февраля.
Седмица «сплошная» (т. е. не имеющая поста в среду и пятницу).
Неделя о блудном (то есть о «заблудившемся») сыне (Лука 15:11–32). – 3 марта. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. – 9 марта.
Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), иначе – Неделя о Страшном суде (Матфей 25:31–46). – 10 марта.
Седмица сырная (масленица), «сплошная» (11–16 марта).
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Матфей 6:14–21). Заговенье на Великий пост. – 17 марта.
Великий пост
1. Святая Четыредесятница (Сорокадневный пост)
«Чистый понедельник», начало Великого поста. – 18 марта.
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18–21 марта) за вечерним богослужением читается «Великий (Покаянный) канон», произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.). В субботу – память вмч. Феодора Тирона.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. – 24 марта.
Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.). – 31 марта.
Неделя 3-я Вел. поста. Крестопоклонная (Марк 8:34 – 9:1). – 7 апреля. В этом году совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородице.
Неделя 4-я Вел. поста. Препод. Иоанна Лествичника (VI в.). – 14 апреля.
«Мариино стояние» (чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, полностью, с чтением жития преподобной Марии Египетской), – 18 апреля (реально совершается накануне – 17 апреля, в среду вечером).
«Похвала Пресвятой Богородице», или «Суббота Акафиста». – 20 апреля. Это единственный (!) акафист («Взбранной Воеводе победительная…»), известный церковному Уставу; причем, его пение дозволяется Уставом также только один раз (!) в году – в эту субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером, т. е. в этом году – 19 апреля).
Неделя 5-я Вел. поста. Препод. Марии Египетской (VI в.). – 21 апреля.
Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица ваий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (22–27 апреля).
В пятницу седмицы ваий, 26 апреля в этом году, – окончание Святой четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполезную совершив Четыредесятницу…», – поётся за вечерним богослужением).
Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом пра¬ведного Лазаря; заговор против Иисуса (Иоанн 11:1–45). – 27 апреля.
Неделя 6-я, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», или, в русской народной традиции, – Вербное воскресенье.
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Иоанн 12:1–18). – 28 апреля.
2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
(29 апреля – 4 мая)
Великий Понедельник (29 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт 37 гл.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Матфей 21:18–43; 24:3–35).
Великий Вторник (30 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Матфей 24:36–26:2).
Великая Среда (1 мая). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Матфей 26:6–16).
Великий Четверг (2 мая). Воспоминание Тайной Вечери (у всех евангелистов); установление Таинства Евхаристии («Благодарения»).
Великая Пятница (3 мая). Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского (у всех евангелистов). (На практике чтение 12-ти «Страстных Евангелий» совершается накануне вечером.)
Великая Суббота (4 мая). Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию).
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА (5 мая)
Светлая седмица, сплошная (6 – 11 мая).
Недели после Пасхи
Антипасха (то есть первая неделя (воскресенье) вместо Пасхи), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19–31). – 12 мая.
Радоница (пасхальное поминовение усопших). – 14 мая, вторник.
Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Марк 15:43–16:8). – 19 мая.
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Иоанн 5:1–15). – 26 мая.
Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14–30). – 29 мая, среда.
Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Иоанн 4:5–42). – 2 июня.
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Иоанн 9:1–38). – 9 июня.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деяния 1:1–12; Лука 24:36–53). – 13 июня.
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора. – 16 июня.
Троицкая родительская суббота (поминовение усопших). – 22 июня.
Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА) (Деяния 2:1–11; Иоанн 7:37–52; 8:12). – 23 июня.
Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (24–29 июня).
День Святого Духа («Духов День»). – 24 июня, понедельник.
Неделя 1-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых». – 30 июня.
Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Российской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.
«Петров пост» начинается с понедельника, 31 июня.
Неделя 2-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших». – 7 июля.
Неделя 3-я по Пятидесятнице, – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 14 июля.
Кандидат исторических наук, кандидат богословия Юрий Рубан