«В купели крещения восставляется падший образ, человек рождается в жизнь вечную водою и Духом. Отселе Дух, отступивший от человека при падении его, начинает соприсутствовать ему во время его земной жизни…» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Одним из ключевых мест Евангелия является беседа Господа с Никодимом. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что чудеса, творимые Иисусом, привели к тому, что даже некоторые фарисеи захотели удостовериться, не Мессия ли Он. И тайно, ночью, один из начальников фарисеев, возможно, член синедриона, по имени Никодим, пришел к Иисусу. Сохранить визит в тайне он хотел, скорее всего, по причине боязни своих единоверцев – фарисеев, настроенных враждебно к Христу. Обращаясь к Господу: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога», (Иоан 3. 2) – Никодим свидетельствует, что не только его одного интересует ответ на вопрос о царствии Божьем, с которым он пришел к Господу, не он один считает Его учителем, что чудеса, Им творимые, затронули умы определенного количества фарисеев, пусть, скорее всего, и небольшого. В обращении Никодима звучит также признание Иисуса учителем, избранника Бога, но не Мессией, так как фарисеи в соответствии со своим учением ожидали совершенно другого Мессию: царя, который покорит весь мир, создаст царство, в котором иудеям, а в особенности фарисеям, будет принадлежать господствующая роль. Никодим не признает Христа Мессией, хотя, как член синедриона знал, об указании Иоанна Крестителя на Христа, как на ожидаемого Мессию, подкрепленного свидетельством видения Святого Духа, сходившего на Иисуса, удостоверением Самого Бога, что Христос – Сын Его возлюбленный. Никодим, скорее всего, видел чудеса, творимые Иисусом, явно указывающие на божественную власть и могущество Христа, присутствовал, как Иисус при изгнании торговцев из храма назвал храм домом Отца Своего, а Себя, соответственно, Сыном Божьим. И, несмотря на все свои знания, Никодим считает Иисуса просто учителем!
Хотя вопрос о Царствии Божьем в словах Никодима явно не прозвучал, Христос, начиная беседу и зная и отрицая учение фарисеев, что каждый еврей, только потому, что он еврей, потомок Авраама, а тем более фарисей, войдет в царствие Божие, говорит Никодиму: «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан 3. 3). В переводе с греческого, «свыше» на русский можно перевести и как «снова», то есть «родится свыше» можно читать и как «родится снова». Родиться снова, возродиться – слова, понятные Никодиму. Новорождёнными называли язычников, принявших закон Моисея и обрезанных. Но зачем еще раз рождаться уже обрезанному, ведь, по мнению фарисеев, потомки Авраама не нуждаются ни в каком нравственном перерождении – оно необходимо только необрезанным язычникам. Недоумевая, не понимая Христа и придя к выводу, что Иисус говорит о втором плотском рождении, что, естественно, невозможно, Никодим почти с усмешкой спрашивает: «…как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Иоан 3. 4).
Дальнейшие разъяснения Христа Никодиму ясно указывают, что Иисус под рождением свыше подразумевал рождение при помощи Бога, что только тот, кто возродится к новой жизни силой самого Бога, увидит Царствие Божие. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан 3. 5), – разъясняет Иисус Никодиму. Иоанн Креститель крестил водой, подготавливая человека к возрождению. Крещению Иоаннову предшествовало покаяние, исповедование грехов. Но для полноты крещения необходимо и сошествие на крестящегося Святого Духа – только в этом случае возможно духовное перерождение, открывающее доступ в Царствие Божие. Для чего нужна вода при крещении, очень точно сказано свт. Иоанном Златоустом: «В воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа».
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан 3. 6), – объясняет Иисус Никодиму. Под новым рождением, учит Христос Никодима, необходимо понимать духовное рождение – рождение от плоти даже если бы и было возможно, то все равно было бы бесполезным для вхождения в Царствие Божие. Рождаясь от плоти, от земных родителей, человек наследует первородный грех. И только духовное рождение, рождение от Святого Духа, исправляет испорченную природу человека, открывает ему дорогу в Царствие Мессии.
Заметив недоумение Никодима, Иисус сравнивает действие Святого Духа на человека с ветром, который дует, где хочет. Человек не видит ветра, но слышит его шум, не знает, откуда он начинает путь и куда уходит. Однако же человек не отрицает его существование. Точно также и Дух: хотя Его и видеть невозможно, но и отвергать действие Его нельзя, принявший в себя действие Святого Духа не может видеть, понять, как это произошло, но чувствует, что оно свершилось. Словами свт. Иоанна Златоуста: «Не оставайся в неверии потому только, что ты не видишь этого. Ты не видишь и души, однако же веришь, что у тебя есть душа и что она нечто другое, а не тело».
В продолжение беседы Иисус с сожалением вынужден упрекнуть Никодима, что даже он, фарисей, член синедриона, не понимает, как действие Духа Божьего может возродить человека. Ведь весь Ветхий Завет, Пророки описывают действие Духа. Иисус обличает не лично Никодима, а всех фарисеев: как они знатоки и толкователи Священного Писания, гордящиеся знаниями, сами не поняли тайн Царствия Божьего и закрыли другим дорогу к нему. Христос укоряет Никодима и других раввинов в недостатке веры. Если они не верят тому, что Он говорит им о земном – храме, богослужении, покаянии, вере, необходимости возрождения, – то, как они поверят Его рассказам о небесном – небесной стороне Царствия Божьего. Как они поверят в то, что нельзя объять умом, что необходимо принять сердцем. Свидетельствовать же о небесном может только Он – Сын Божий, пришедший от Бога и всегда пребывающий, как «сущий на небесах» (Иоан 3. 13), в Боге. «Мессия-Христос, и только Он один, имеет полное, всецелое и совершенное ведение о Боге и высочайших тайнах Его относительно Его Самого, тайнах Царства Божия на земле вообще и тайнах Царства Мессии в частности; ибо Он Сам и по вочеловечении не перестает быть с Богом, будучи Сам Богом и соединяя в Себе божественную и человеческую природу. Он, Бог, сошел с неба и воплотился для того, чтобы сообщить тайны Божии людям. Следовательно, Ему должно верить безусловно, верить в непреложную истинность учения Его о Боге, о Себе, о Царстве Божием, о всем; и эта вера в Него как Мессию, Сына Божия и Сына Человеческого, есть необходимое условие со стороны человека для получения возрождения и затем участия в благодатном Царстве Его», – Епископ Михаил, Толковое Евангелие.
Далее Иисус открывает Никодиму тайну Своей смерти, заключающуюся в том, что как по велению Моисея евреи вознесли медного змея на знамя, чтобы каждый, взглянувший с верой на него (не просто смотрел, а с ВЕРОЮ), был исцелен от укусов ядовитых гадов, так и Иисусу предстоит принять крестную смерть, быть вознесенному на небо, чтобы все верующие в Него вступили в Царствие Божие и имели жизнь вечную. Причина, по которой Иисус должен быть распят и вознесен, заключается в бесконечной любви Бога к человеку: «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан 3. 16). Здесь нельзя не заметить, что Иисус говорит о даровании Царствия Божия, спасении всех уверовавших в Него, а не одних евреев.
Господь посылает Своего Сына на землю не для суда над людьми, а ради их спасения. Этим, конечно, не исключается будущий суд, который будет совершаться Христом над всем миром: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Иоан 5. 27-29). Но сейчас суд, о котором говорит Христос Никодиму, совершает каждый человек над собой: верующий в Сына Человеческого уже оправдан, в смысле неосуждения, а неверующий уже осужден: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан 3. 18). Сущность же суда, совершаемого сейчас, заключается в том, что пришедший на землю Сын Человеческий, как Свет, разделил людей на живущих по правде, идущих к Свету и ненавидящих Свет, ненавидящих Сына Человеческого, творящих зло, идущих во тьму, ибо только там могут быть сокрыты их злые дела.
Эта беседа с Иисусом изменила взгляды Никодима. Он стал, скорее всего, тайным последователем учения Христа. На страницах Евангелия еще дважды происходит упоминание о нем. Никодим один защищает Иисуса на заседании синедриона и мешает замыслам членов синедриона погубить Христа: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Иоан 7. 51). При погребении Иисуса мы опять встречаемся с ним: он «принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Иоан 19. 39).
В заключении нужно отметить, что крещение и вера в Иисуса Христа являются необходимым условием для стяжания Царствия Божьего. Ведь сам Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7. 21). В своем соборном Послании Апостол Иаков пишет: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2. 14-20).
Литература:
- Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов А. П. Лопухина.
- Б.И. Гладков. Толкование Евангелия.
- Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия, книги Деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса
- Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие.
- Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна.