Происхождение праздника
Основой почитания Девы Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею призыву Бога.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы – это второй двунадесятый богородичный праздник православного церковного года. Он продолжает тему праздника Рождества Богородицы и совершается в Русской Православной Церкви 4 декабря (21 ноября по ст. ст.).
Появление праздника (не ранее VI—VII вв.) явилось развитием христологии (учения о равночестном соединении двух природ воплощенного Логоса) и мариологии (учения о Деве Марии как о Богородице, как о соучастнице дела спасения человечества).
Об этом так пишет о. Александр Шмеман. «В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил «возрастала» в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Свое Человечество, Свое Тело. Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким Храмом Бога была Дева Мария: «ибо Рожденное от Нее Свято есть»».
Тем не менее, в основе праздника все-таки «лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, во Иерусалимский храм»
Торжество Введения было установлено в Церкви позднее других двунадесятых праздников. Предположительно, его появление связано с деятельностью св. Императора Юстиниана Великого, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского Храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой
Патриарху Константинопольскому Герману I († 733) приписываются 2 гомилии на Введение, что может свидетельствовать о праздновании этого события в Константинополе того времени.
С IX в. праздник получил широкое распространение на Востоке
В качестве даты праздника практически повсеместно принято 4 декбря(21 ноября), исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение отмечается 29 ноября
По Иерусалимскому уставу, на который в XII–XIII вв. перешли греческие, в XIV в.— южнославянские Церкви, а на рубеже XIV–XV вв.— Русская Церковь, празднование Введения образует шестидневный цикл: предпразднство составляет по прежнему один день (20 ноября), когда поются 3 последования: предпразднства; попразднство увеличено до четырех дней (22–25 ноября), включая отдание праздника в последний день..
Сущность праздника
В основе собственно праздника Введения лежит одноименное событие из детства Девы Марии, заимствованное из древнехристианских апокрифических памятников «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II в.) и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X в., но основанная на более ранних «евангелиях детства»). Об этом событии свидетельствует и Священное Предание, и о нем пишет такой очень критический богослов-исследователь, каким являлся свт. Григорий Нисский, брат свт. Василия Великого.
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм приходится на начало Рождественского поста, начиная с праздничной службы под Введение в храме начинают звучать рождественские песнопения, готовящие молящихся к радостной встрече с Младенцем Христом.
Основанием служит церковное предание о том, как в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь.
Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, будучи бездетными, молясь о помощи, дали обет о том, что если у них родится дитя, то они посвятят его на служение Богу.
С самого раннего возраста родители внушали Марии, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господа
И, если в Рождестве Пресвятой Богородицы была уготована плоть, от чистых кровей которой должен был родиться Сын Божий, то со дня Ее введения во храм начинается воспитание и приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей архангелу: «Буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38).
Для того, чтобы стать Матерью Сына Божия, Богородица должна была открыть свободно Свое сердце благодати. Она должна была добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства и всем сердцем последовать голосу Божию,
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со священниками.
Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария — избранная Богом, поэтому достойна входить в самое священное место. Ей предназначено стать Матерью Сына Божия, который откроет людям вход в Царство Небесное.
В храм вела достаточно высокая лестница в пятнадцать ступеней. Девочка Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.
И первосвященник Захария ввел Пресвятую Деву в «Святое Святых», куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.
Все присутствовавшие в храме, естественно, удивились этому действию.
Праведные Иоаким и Анна, оставили дочь в храме, вручив своё Дитя воле Отца Небесного, и возвратились домой.
Пресвятая Дева воспитывалась в Храме до четырнадцатилетнего возраста, считавшегося у древних евреев совершеннолетием.
Там она вместе с другими девочками обучалась Закону Божию и рукоделию; много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.
По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.
Дух Божий и Святые Ангелы охраняли Божественную Деву.
Значимость события Введения в храм Богородицы
Факт Введения в храм Богородицы – это своего рода символ, предзнаменование, божественный намек на великое грядущее событие Рождества Христова.
Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести — войти в ту часть Храма, которая именовалась у древних иудеев «Святая святых».
Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью.
Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святое Святых» было нарушением закона благочестия древних иудеев, ведь сам Захария — священник, сделавший это, — имел право заходить эту часть храма только раз в году.
Иерусалимский храм того времени, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, — она исчезла.
Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете».
Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.
Размышляя о Введении в храм Марии, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий.
Отцы Церкви так толкуют эти события.. То, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества.
И вот девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим.
И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.
Введение Приснодевы в храм является величайшим событием не только в жизни Пресвятой Девы, но и всего человечества, ибо находится на грани Ветхого и Нового Заветов.
Одушевлённый Храм
Живя земную жизнь нужно ясно осознавать и помнить, что наше спасение, наше искупление воплотившимся Сыном Божиим стало возможно потому, что избранная послужить для этого Пречистая Богородица была введена своими родителями в храм Божий и получила там воспитание. И символично, что в праздничном песнопении её называют «Одушевленным Храмом»
Душа Ее под священными сводами храма сама стала живым Храмом Божества.
Поступок родителей Марии церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего возраста, как только ребенок начинает понимать окружающее.
По словам протопресвитера Александра Шмемана « … образ Девы Марии, Пречистой Матери, образ бесконечного смирения, но также и силы и красоты смирения, образ чистоты — и ее силы и красоты, образ любви — и победы этой любви.
Дева Мария, Пречистая Матерь ничего не требует — и все получает. Ничего не добивается — и всем обладает. В образе Девы Марии все то, чего почти уже не осталось в нашем мужском, гордом и агрессивном мире: сострадание, жалость, забота, доверие; про Себя Она говорит: «се раба Господня», а мы называем Ее Царицей неба и земли, Владычицей и Госпожой. Дева Мария ничему не учит, ничего не доказывает — но вот одно ее присутствие, один свет и радость этого присутствия просто снимают выдуманные, вымученные нами проблемы.
Как если бы после длинного, мучительного, разбитого дня мы вернулись домой, и все снова ясно, и все полно того никакими словами не передаваемого счастья, которое и есть единственное подлинное счастье. Христос говорил: «Ищите прежде всего Царствия Божия». Так вот, в этой женщине — Деве, Матери, Заступнице — мы не умом, а сердцем чувствуем, что значит искать и найти Царство, и что значит жить им.»
Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого.
Своей жизнью пресвятая Дева учит нас, что верой, смирением, трудом, Богомыслием и постоянным памятованием о Боге всякий христианин может подобно Матери Божией быть достойным соделаться обителью Господа, храмом Святого Духа.
Святитель Григорий Палама научает всех нас « Переселим себя, братия .. перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечении и возвысим его в Небесные глубины — в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица»
Библиография
Введение во храм Пресвятой Богородицы ru.wikipedia.org
Введение во храм Пресвятой Богородицы www.calend.ru/
Протоиерей Глеб Каледа. Проповеди. М., 2001
Еп. Александр (Милеант)Введение во храм Пресвятой Богородицы www.pravmir.ru
Архим. Кирилл (Павлов) Введение во храм www.pravmir.ru
Прот. Серафим Слободской Закон Божий azbyka.ru ›
Свт. Дмитрий Ростовский — Жития святых. azbyka.ru › …
Свенцицкая И. С. Апокрифические евангелия. М., 1996;
Лукашевич А. А. Введение во Храм Пресвятой Богородицы Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7.
Юрий Рубан Одушевлённый храм azbyka.ru ..
Св. Григорий Палама.Слово На Введение во храм Пресвятой Богородицы»azbyka ru
Епископ Чебоксарский и Чувашский Варнава www.hnir.ru/odushevlennii-
Скабалланович М. Толковый Типикон. К., 1910. Вып. 1. С. 110).
Прот. А. Шмеман Введение Богородицы во храм: «www.raskol.net/…/vvedenie-
Александр А. Соколовски