Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Православная Церковь празднует рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник воистину можно назвать началом нашего Спасения. С рождением Божьей Матери Господь даровал миру великое утешение, даровал великую радость.
Церковное предание донесло до нас немногочисленные, но драгоценнейшие крупицы об этом событии, мы знаем о том, что Божья Матерь родилась в Назарете, Она происходила из древнего рода. Ее отец Иоаким был потомком царя Давида, того самого Давида, который был автором большинства псалмов и в этих псалмах, как мы знаем, было не только глубокое покаянное чувство, не только глубокое молитвенное общение с Богом. Но и эти псалмы были наполнены многими христианскими пророчествами, пророчествами об Искупителе, Который придет в этот мир, Который пострадает «нас ради человек и нашего ради спасения».
А жена его Анна была из священнического рода, ее отец Матфан имел трех дочерей. И тоже очень показательно здесь родство, одна из этих дочерей — Мария, в последствии родила Саломию, а Саломия была матерью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, одного из ближайших и самых верных учеников Спасителя. Другая дочь по имени Савия была матерью Елизаветы, которая в будущем родит Иоанна Крестителя ,то есть мы видим что вот сама эта родословная была глубоко знаменательна, уже здесь было Божественное предвестье о рождении в мир Мессии.
Из церковного предания мы узнаем о том, что на протяжении долгих лет Иоаким и Анна вели благочестивую супружескую жизнь, но Господь не даровал им потомства. И очень страдали они от этого, потому что тогдашним восточным представлениям — семья ,не имеющая детей, несла в себе перст Божьего презрения и таким же презрением пользовалась у окружающих людей. И вот со смирением, с покорностью перед Волей Божьей, благочестивая семья несла свое бремя бесплодия, бездетности. Мы видим, что все человеческие средства для преодоления этой ситуации ,казалось бы, были исчерпаны, мы видим, что всякая надежда человеческая рушится и вот здесь как раз, открывается место для Славы Божией, Которая мудрее самого мудрого человека.
Однажды, когда Иоаким пришел в иерусалимский храм для того чтобы по обычаю принести жертву ,священник вышедший ему на встречу, не принял эту жертву, сказав о том что на нем нет Божьего благословения , а это бесплодие мешает ему находиться среди других верующих людей. И вот тогда Иоаким, в этом слове пастыря, увидел Божье предзнаменование, в глубочайшем сокрушении внутреннем он удалился в пустыню и там наложил на себя длительный сорокадневный пост.
И в это время, в одно и то же время, произошло чудесное явление архангела Гавриила и самому Иоакиму, который предсказал ему рождение Преблагословенной Дочери, и его супруге Анне, которой было предсказано также о рождении Мари. И Анна дала святой обет посвятить свою дочь Богу и Иоакиму от архангела было сказано, что необходимо ему прийти в Иерусалим и там около городских врат встретить свою жену. И вот действительно, по Божьему благоволению Анна зачала и родила дочь Марию, через которую будет суждено войти в мир Господу нашему Иисусу Христу.
Во вчерашнем всенощном бдении мы с вами слышали удивительные по своей силе и проникновенности Ветхозаветные пророчества ,пророчества о рождении в мир Мессии. Это фрагменты из книги пророка Иезекииля , из книги Бытия и из Притч Соломоновых. На протяжении долгих веков человечество отягощенное первородным грехом ожидало пришествие в мир Искупителя, и Господу было угодно открывать людям, прежде всего через пророков, которые несли высокую миссию своего духовного служения народу, открывать ему Свою Волю, постепенно подготавливать народ израильский к пришествию в мир Искупителя.
Сегодняшний Праздник наполняет радостью всякое христианское сердце, сегодняшний праздник заставляет нас вновь и вновь вдуматься в смысл не только всемирной истории, но и в смысл каждой отдельно взятой человеческой судьбы. Очень часто, размышляя об истории наших предков, оглядываясь на нашу собственную прожитую жизнь, мы обращаем внимание только на логику внешних событий и считаем ,что только человеческая воля предопределяла те или иные события. Но на самом деле решающее влияние во всемирной истории и истории собственной человеческой жизни имеет Божий Промысел.
Как часто бывает, что руки опускаются, что нет, казалось бы, никакого рационального повода надеяться на спасение, но вот тут то Слава Божия заставляет человека вновь и вновь воспринимать каждый шаг своей жизни как отражение Божьего произволения.
Очень часто в наших испытаниях мы восстаем против Бога , бунтуем против Него, забывая о том что эти испытания часто посылаются нам во Славу Божию, ради того, чтобы проходя через них мы всё больше укреплялись в вере, как это было в случае с родителями Пресвятой Богородицы Иоакимом и Анной.
И вот спросим себя, похожи ли мы на них в этой вере, есть ли в нас то дерзновение молитвенного обращения к Богу, которое было у родителей Пречистой Девы Марии , есть ли в нас та готовность посвятить всю свою жизнь вот этому Божественному служению? Мы часто видим что увы, этого дерзновения не достает, как правило самое малое даже испытание вызывает в нас уныние, вызывает отчаяние, вызывает нежелание ходить в храм и молиться, каяться в своих грехах. Очень часто маловерие это проявляется и в неверии в Божью Милость, а вот сегодняшний праздник являет нам, что не смотря на всю глубину прегрешений падшего человечества Господь промышлял о его спасении и многие века Ветхозаветной истории подготавливали пришествие в мир Самого Спасителя.
Будем же, дорогие братья и сестры, прославлять сегодня Рождество Пресвятой Богородицы, верить в Божью Милость по отношению ко всем нам, падшим рабам Божьим, будем верить в то, что каждый грех наш не может превзойти Милосердие Божие, было бы только покаяние, было бы только искреннее желание изменить свою жизнь. Аминь.
Список использованной литературы:
- Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней.
- Текст службы на Рождество Богородицы.
- Полный круг лета Господня.