Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Собор преподобных отцов Псково-Печерских

Собор Псково-Печерских преподобных составляют семь святых: преподобный Марк († XV; память 29 марта); преподобный Иона († 1480; память 29 марта); преподобная Васса († 1473; память 19 марта); преподобномученик Корнилий († 1570; память 20 февраля); преподобномученик Вассиан Муромский 1570; память 20 февраля); преподобный Дорофей Югский († 1622); преподобный Лазарь Прозорливый († 1824).

Древнюю пещеру, в которой жили и молились первые иноки, обнаружил в 1472 году во время рубки леса хозяин здешних угодий крестьянин Иван Дементьев. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». Впоследствии юродивый монах Варлаам стирал надпись, но она вновь чудесно восстанавливалась.

На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу Шестник — переселенец. Он священствовал в Юрьеве (ныне Тарту), но в 1470 году был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков.Вскоре заболела его жена Мария и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Преподобную Вассу похоронили в стене «Богом зданной пещеры», но ночью ее гроб был изставлен из земли невидимой Божьей силой. Ее муж и духовный отец смутились, решив, что они не полностью совершили чин отпевания, вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось на верху земли. Тогда стало ясно, что это — знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом, Иоанн принял монашество с именем Ионы. Собственноручно ископав пещерную церковь, он испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила освятить ее. 15 августа 1473 года пещерный храм был освещен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы — прозрела слепая женщина. Эта икона хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерско-го монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел ко Господу. По смерти на его теле обнаружили кольчатый панцирь, который повесили над его гробом, но при набеге немцев он был похищен. Мощи преподобного Ионы почивают в пеще¬рах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на мона¬стырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы.

Из первых старцев Псково-Печер-ской обители по имени известен лишь один Марк, который, вероятно, с дру-гими монахами после разорения Киево-Печерского монастыря в 1416 году крымским ханом Едигеем поселился здесь в привычной пещере над ручьем. Звероловы видели его молящимся у трех камней. Два камня и ныне лежат в монастырском саду, а третий ушел в землю. Имя Марка, записанное в монастырский синодик преподобным Ионой, преподобный Корнилий за неимением сведений о нем велел изгладить из списка. Внезапно он был поражен слепотой и расслаблением. Извещенный в откровении о причине болезни, игумен Корнилий покаялся у гроба старца Марка и, получив исцеление, восстановил его святое имя в монастырском диптихе. Когда выкопали пещерную церковь Успе¬ния Пресвятой Богородицы и расши¬рили погребальные пещеры, нашли гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми.

Важные изменения в Печерской обители произошли при игумене Корнилий. Преподобномученик Корнилий родился в 1501 году во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова, обучался грамоте, переписке и украшению книг, иконописи. Закончив учение, Корнилий принял иноческий постриг в Псково-Печерской обители. В 1529 году, в возра¬сте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число братии увеличилось от 15 до 200 человек. Деятельность преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым деревням причащать живых и отпевать умерших. Во время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал пострадав¬шим во время войны эстам и ливам пособия из монастырских запасов; в обители безмездно лечили и кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в монастырский синодик на вечное поминовение. В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. В игуменство Корнилия были возведены мощные крепостные стены (длиной 700 метров) и башни, Благовещенский храм, церковь святителя Николая, монастырская звонница. Преподобный Корнилий был большим знатоком и любителем книг. Он отредактировал Псковскую летопись, составил «Повесть о начале Печерского монастыря» . При нем монастырь стал культурным центром Псковской земли. Здесь была собрана богатейшая библиотека.

Царю был сделан ложный донос об измене Псково-Печерских монахов. Это привело к мученической кончине игумена Корнилия и его друга и сподвижника ученого старца Вассиана. По древнему монастырскому преданию, Иван Грозный, прибыв 20 февраля 1570 года в обитель, сам отсек мечом голову игумену Корнилию, но тотчас раскаявшись, на своих руках отнес тело преподобномученика к Успенскому храму по дороге, называемой с тех пор «кровавым путём». Тело святого игумена было положено в стене «Богом зданной пещеры», а в 1690 году перенесено в соборную Успенскую церковь. В 1872 году 17 декабря мощи святого были переложены вместе с прежним гробом во вновь устроенную посеребренную медную раку. Служба и житие преподобномученика Корнилия помещены в минее февраль в 20-й день, когда празднуется его память.

В Псково-Печерском монастыре духовно возрастал преподобный Дорофей, который в 1615 году, будучи уже схимником, по зову Божию вышел из обители, чтобы на новом месте на Ярославской земле посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное в родном монастыре, и основать новый монастырь — Югско-Дорофеевскую обитель.

Преподобный Лазарь Прозорливый родился в 1733 году. Он был священником в Опочке, а после смерти жены принял монашеский постриг в Пско-во-Печерской обители в 1785 году. До 1800 года он исполнял послушание монастырского казначея. Келья старца напоминала пещеру — так в ней было мало света. Ради памяти смертной в келье стоял гроб, сделан¬ный самим преподобным. Старец был невысокого роста, бледный, худой, всегда, кроме церковных служб, ходил с закрытым лицом; носил же¬лезные вериги весом 25 фунтов; спал на досках с камнем в изголовье; часто всю ночь простаивал на молитве в Успенской церкви. Когда усопшего старца Лазаря положили в гроб и на третий день собирались погребать, преподобный ожил. На вопросы о том, что сподобилась видеть его душа, схимник отвечал словами псалма: «Смерть грешника люта». 29 мая 1822 года преподобного Лазаря посетил император Александр I. Старец беседовал с государем о мо¬литве, о долге православного царя перед народом и Отечеством. Во время беседы он предсказал день своей кончины. Старец и государь почтили друг друга земными поклонами. Царь плакал, умилившись духовной мудрости и кротости старца. На погребение преподобного Лазаря собралось так много людей, что монастырь с трудом мог всех вместить.

В 1990 году Святейший Патриарх Пимен благословил совершать службу Собору Псково-Печерских преподобных. С 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собор Псково-Печерских преподобных празднуется общецерковно в 4-ю Неделю по Пятидесятнице, а в те годы, когда 4-я Неделя совпадает с Рождеством Иоанна Крестителя или с праздником первоверховных апостолов Петра и Павла, празднование Собора переносится на 5-ю Неделю по Пятидесятнице

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *