На сороковой день после Рождества Христова, 15 февраля (2 февраля по старому стилю), православные отмечают Сретение Господне. Этот праздник является одним из древнейших праздников христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников.
В этот день Церковь вспоминает событие, описанное в Евангелии от Луки. Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. В храме их встретили пророчица Анна и старец Симеон, которому было обещано, что он не умрёт доколе не встретится со Христом. Они признали в маленьком ребёнке Сына Божьего, Который спасёт весь род человеческий.
В церковно-славянском языке слово «сретение» означает «встреча». Слово «сретение» наиболее полно передаёт смысл этого священного события, ведь оно означает встречу человека с Богом.
Вместе с тем, тогда произошла встреча Ветхого (в лице старца Симеона и Анны пророчицы) и Нового (в лице Господа Иисуса Христа) Заветов.
Почему этот праздник в народе именуется Громницами и откуда возник обычай освящать на Сретение свечи?
В этот праздник в Русской Православной Церкви существует обычай освящать церковные свечи. Ещё во время утверждения праздника на Востоке возникла традиция совершать в этот день шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих торжественных процессий, по-видимому, связано со словами, произнесёнными святым праведным Симеоном Богоприимцем (так он именуется, потому что принял в свои руки Богомладенца) при встрече с младенцем Иисусом Христом. В своём обращении к Спасителю праведный Симеон называет Его «Светом», Который воссиял в этом мире «к просвещению язычников». Громницами этот праздник именуется в народе, потому что заменил собою языческое празднование в честь Перуна – бога-громовержца и богини-громовницы. Языческий праздник исчез, а название осталось.
Как нужно относиться к свечам, освящённым на праздник?
К сретенским свечам нужно относиться не магически, а благоговейно. Их хранят дома и зажигают во время домашней молитвы, при болезни, унынии, при отходе от этой временной к жизни вечной.
Этот праздник призывает нас задуматься о том, что и нам когда-то предстоит оставить этот мир и предстать пред Господом.
И чтобы эта встреча была радостной, необходимо нам следовать учению Христа, изложенному в Евангелии.
Пресс-служба Борисовской епархии