10 июня 2012 года неделя 1-ая по Пятидесятнице, Всех святых епископ Борисовский Вениамин обратился с проповедью к пастве Ляденской обители.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня — праздник всех святых, когда-либо живших на земле. Этот праздник специально приурочен к воскресному дню после дня Святой Пятидесятницы в ознаменование того, что Дух Святой почил в Церкви Христовой, и те люди, которые приходят в Церковь, имеют возможность Духом Святым освящаться и достигать святости. К этому призывает нас и Сам Спаситель, Который говорит: «Будьте святы, потому что Я свят».
Первые святые были, в основном все, мученики, и их кровь была как начатки плодов земных. Было древнее установление: после того, как люди собрали урожай, они приносили начатки плодов в храм Божий и посвящали это Богу. И вот также Церковь принесла Богу начатки святости — святых мучеников, которые положили начало совершенствованию человеческого рода.
Как же совершается путь освящения человека? Вначале Божья благодать касается человека, совершенно далекого от веры, от знания о Боге, и тем самым в сердце человека зарождается желание больше узнать о Боге, исполнить Его Святую волю, заповеди, и человек начинает потихоньку идти по этому пути. Ему надлежит, порой, заставлять себя, потому что он видит, что Закон Божий говорит так поступать. Он молиться в молитве Господней: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли». И после человек замечает за собой, что ему хочется иначе поступать, поступать вопреки Закону Божию. И вот он стоит перед выбором: как же поступить, что делать. Требуются усилия, молитва, немалый труд, чтобы все-таки поступать так, как угодно Богу.
Процесс Слова Божия даже сравнивают с процессом вторичного рождения человека. Спаситель говорил Никодиму, что «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». «Родиться свыше» значит принять благодать Святого Духа и изменить свое состояние души, изменить состояние своей воли так, чтобы она действовала в соответствии с волей Божественной. Далее, трудясь таким образом, человек начинает наблюдать, что в сердце у него тоже не все хорошо, не только воля плохо действует, но и сердце, плохие чувства рождаются в душе: раздражительность, гнев, уныние, печать и так далее. И надо это также очистить. И как это можно сделать, ведь здесь и труд особо не приложишь, не заставишь себя, и поэтому приходиться больше молиться и просить у Господа, что сами не очистим: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И вот эта молитва, вот это усердие приводят к тому, что постепенно очищаются сердце человека и ум, который подчиняется сердцу. И в зависимости от того, чего желает сердце человека, ум и рождает соответствующие мысли, или добрые, или плохие. Этот процесс перехода от греха, от подчинения ума и сердца воле, к тому, что человек уже поступает по воле Божьей, в соответствии с велением Духа Святого, может быть очень длительным. В жизни каждого святого можно увидеть трудные периоды, испытания. Только потом, после трудов и борьбы, наступало некоторое спокойствие в душе, мир, тихая радость, предвкушение радостей вечных, предвкушение Царствия Небесного. И мы, по мере того, как трудимся над своей душой, будем ее очищать и будем освящаться и получать мир в душах наших.
Обратим внимание на то, что жизнь святых также не является беспечальной. И мы, братья и сестры, взирая на пример святых, на то, как они достигали святости, не будем проявлять нерадение, не будем жалеть себя, будем склонять свою волю к тому, чтобы она следовала за волей Божественной, будем следить за сердцем своим, что в нем гнездиться, что в нем прибывает. Таким напряженным и трудным путем надеемся и мы, хоть в малой степени, очистить душу свою и стать причастными той радости, что сподобились наши братья и сестры во Христе, которые достигли святости и жизни вечной.
С завтрашнего дня начинается Петров пост. Бог в помощь всем на этом поприще. Аминь!»