“На всех улицах его будет раздаваться: аллилуия, — и будут славословить, говоря: благословен Бог, Который превознес Иерусалим, на все веки!
Тов. 13:18.
Часть 2
Под арабским владычеством
В 637 г. Иерусалим, как и вся Палестина, был завоеван арабами. Патриарх Софроний, видя, что спасти город не удастся, заключил с халифом Омаром I договор. И в первые годы владычества отношение арабского халифата к христианской Церкви было лояльным. Халиф закрепил за Иерусалимской Церковью святые места, храмы, монастыри и жилища христиан. Мусульмане почитали Иерусалим как Святой Город и совершали туда паломничества. Почитая Христа за пророка, они с благоговением относились к местам, связанным с Его именем. Согласно мусульманским законам, имеющие религиозную свободу христианские общины со временем стали представлять собой государство в государстве. Если в Византии власть открыто враждовала со всеми еретическими течениями, то в арабском халифате все немусульманские религии были совершенно равноправными.
К концу VII в. отношение властей халифата к христианскому населению ухудшилось
В 694 г. против христиан вспыхнуло первое гонение.
В 708-709 гг. 80-тысячное войско арабов потерпело крупное поражение в сражении с византийцами. Между успехами Византийской империи в ходе войны и жизнью христиан в арабском мире была непосредственная связь.. В 717 и 727 г. г. арабы дважды терпели поражение от войск византийского императора Льва III, и каждый раз положение христиан в халифате ухудшалось.
В этот период в христианской Церкви вспыхивает и новая ересь — иконоборчество, которая более века (726-843) терзала Православную Церковь.
Одним из первых на защиту святых икон выступило именно иерусалимское духовенство.
Иконоборческая ересь была осуждена на Иерусалимском Поместном соборе 764 г. тремя Патриархами: Иерусалимским Феодором I (735-770), Александрийским Космой (727-765) и Антиохийским Феодором (751-773). Окончательно иконоборческая ересь была осуждена лишь на VII Вселенском соборе.
В последние годы правления халифа Аль-Мансура (754-775) христиане халифата были обвинены в шпионаже в пользу византийского императора, и отношение к ним резко ужесточилось. Многие храмы были превращены в конюшни, были запрещены вечерние богослужения и запрещено преподавание греческого языка детям. С этого началась небывалая до сих пор аравизация христиан, которым пришлось переводить на арабский язык даже богослужебные книги. Особенно жестоко преследовались монахи.
Во время правления халифа Арун аль Рашида (786-809) Палестину поразила эпидемия чумы.. Страну также терзали не утихавшие междоусобные войны, в которых больше всего страдало христианское население. Разбойничьи племена бедуинов захватили почти всю Палестину. В 786 г. были вырезаны насельники обители св. Саввы.
В последующие годы отношение к христианам изменялось в зависимости от правившего халифа. Особенно тяжелым было гонение при халифе Хакиме, продолжавшееся с 1007 по 1020 г. г., когда было разрушено множество христианских храмов.
Во второй половине XI в. в Палестине возрастает значение турок сельджуков, сумевших в 1070 г. захватить Иерусалим. К 1096 г. в их власти находилась практически вся Палестина. Но в 1098 г. халифат отвоевал Иерусалим.
Захват Иерусалима крестоносцами
В 1099 г. Иерусалим захватили крестоносцы, основав там Иерусалимское королевство и Иерусалимский латинский Патриархат. Преемство Иерусалимских православных Патриархов на долгое время прервалось.
Все латинские патриархи враждовали с политической властью Иерусалима, с клиром, Братством святого Гроба Господня и с Антиохийским Патриархатом. Латиняне вскоре создали свое братство и изгнали православных монахов, захватив храмы и монастыри. Иерусалимские православные Патриархи по большей части проживали в Константинополе и оттуда управляли Церковью.
В 1187 году крестоносцы потерпели поражение от правителя Египта Салах-ад-Дина, захватившего Иерусалим. Латинский патриарх покинул город, в храмы и обители вновь вернулся православный клир.
Крестоносцы еще не раз пытались завладеть святыми местами. Так, в 1229 г. германский король Фридрих II захватил Иерусалим, но в 1239 г. Насир Дауд отвоевал город, разрушив его стены.
Покинувшие Палестину крестоносцы оставили после себя сильные разрушения. На эти руины пришли новые завоеватели — египетские султаны мамлюки, которые ненавидели христиан. К святым местам стали проникать монахи разных конфессий.. Ради поддержания хороших отношений с Византией в 1303 г. египетский султан Мансур Лазин издал указ об опекунской власти Византии над Иерусалимской Православной Церковью. С этого времени избрание каждого нового Иерусалимского Патриарха санкционировалось византийским императором.
Христиане в течение XIV — XV в. в. не раз претерпевали жестокие гонения от мамлюков, хотя в 1410 г. Иерусалимскому Патриарху Дорофею была вручена хартия, закреплявшая за православными Святые Места.
В 1443 г. в Иерусалиме был созван Поместный собор, на котором Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский Патриархи осудили Ферраро-Флорентийскую унию с Римом.
Борьба за Святыни
С падением Византии (1453) положение православных в Палестине резко ухудшилось. В Иерусалиме вспыхнуло невиданное до сих пор кровавое гонение, в считанные дни были опустошены множество храмов, монастырей, осквернены христианские кладбища, причем восстанавливать их запрещалось. В период этих тяжких испытаний на Святые Места стала притязать Католическая Церковь. К концу XV в. католики разделили храм Воскресения с православными.
Покорение в 1517 г. султаном Селимом I (1512-1520) царства мамлюков стало началом нового исторического периода для Иерусалимской Церкви. Селим признал за Иерусалимской Православной Церковью полное право на владение Святыми Местами. Более того, новый завоеватель даровал полную свободу совершения религиозных обрядов.
Патриарх Герман II (1548-1579) добился от турецких властей того, что все святыни Палестины отныне будут находиться в руках православных.
Для охраны Святых Мест было воссоздано в XVI в. монашеское братство Святого Гроба Господня. Возглавил братство сам Патриарх, который и по сегодняшний день является его игуменом и священным архимандритом. Греки всего мира оказали неоценимую помощь в восстановлении оскверненных и пришедших в запустение святынь. Султан не только не препятствовал православным в восстановлении святынь, но и запретил в 1534 г. изымать у греческих монахов имущество и причинять какой бы то ни было вред.
Первый Иерусалимский патриарх из числа греков, Герман I (1537-1579 года), завязал прямые отношения с царем Иваном Грозным. Когда власть перешла в руки патриархов-греков, дела у церкви пошли в гору: появились деньги для ремонта ветхих зданий, и драгоценная церковная утварь. Греки принялись расширять свои владения преимущественно за счёт других православных Церквей, скупая грузинские и сербские монастыри на Святой Земле.
В это же время начинается новая многовековая борьба различных конфессий за бесценные святыни Востока. . На Святых Местах пытались обосноваться католики, армяне, абиссинцы и копты. Католики начали вести миссию среди населения Палестины.
Стараниями францисканцев в 1550 г. в Вифлееме три человека приняли католичество и составили первую католическую общину Вифлеема, которой впоследствии было суждено стать центром и основой католицизма в Палестине.
В 1558 г. францисканцам удалось захватить часть Голгофы, в 1561 г. — Иверский монастырь, в 1565 г. католики завладели пещерой Рождества Христова в Вифлееме. С 1574 г. католики стали служить в храме Святого Гроба Господня.
В 1604 г. согласно мирному договору между Францией и Османской империей католикам даровалась полная свобода передвижения и совершения религиозных обрядов на территории Палестины. Латинские монахи сразу стали скупать палестинские земли и всячески добиваться святынь, находившихся во владении православных. После долгих судебных разбирательств в 1634 г. тремя указами султан положил конец спорам о Святых Местах.
Греки получили преимущество перед армянами и католиками в храме Гроба Господня; латинянам под страхом смерти запрещалось притеснять греков в храме Гроба Господня; все незаконно захваченные католиками святыни Палестины должны были быть немедленно переданы Православной Церкви Иерусалима. В том же году храмы Гроба Господня и Вифлеемский с пещерой Рождества Христова, как и другие святыни, были возвращены православным.
Во время правления Патриарха Досифея II (1669-1707) борьба за святыни разгорелась с новой силой. Патриарху путем создания нового органа управления делами Патриархата — "Совета Старейшин" — удалось поправить финансовое положение и оплатить долги, начать восстановление Вифлеемского храма.
В 1757 г. султан Осман III издал указ, в котором излагалась история Святых Мест и проистекавшее из нее право на владение ими Православной Церкви Иерусалима.
Православным было передано все незаконно отнятое католиками в храме Воскресения, Гефсиманский храм, Вифлеемский и другие святыни, которые начали активно восстанавливать.
Период до конца XVIII ст. ознаменовался расцветом былого величия и великолепия Иерусалимского Патриархата. Однако, вторжение войск Наполеона в Палестину прервало его и принесло большие разрушения.
В 1808 в храме Гроба Господня случился пожар. Храм был восстановлен в 1810 г.
К 1821 г. отношения православных греков Палестины и турецких властей начали быстро ухудшаться.
Братство Святого Гроба Господня турецкие власти воспринимали как политическую организацию и преследовали её членов.
XIX в. отмечен особой активностью католиков и протестантов в Палестине : в 1847 г. папа Пий IX вновь открыл там Латинский Иерусалимский Патриархат, а в 1839 г. была открыта Англиканская миссия.
Конфликт за Святые Места разгорелся в 40-е годы XIX в. По новому положению 1852 г. Святой Гроб Господень остался в ведении православных греков, а базилика Рождества в Вифлееме переходила к католикам.
До 40-х годов XIX в. избрание Иерусалимских Патриархов находилось в руках Константинополя. С этого времени началось возрождение Церкви, особенно при Патриархе Кирилле II (1845-1872), который в 1853 г. основал богословскую школу Святого Креста.
С 1847 г. в Иерусалиме действовала Русская Духовная Миссия, которая способствовала не только паломничеству русских людей в Святую Землю, но и активно помогала Иерусалимской Церкви, создавая школы и приюты для православных арабов.
Основателями и первыми деятелями этой миссии стали епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин).
С 1882 г. действовало Православное Палестинское Общество, созданное с теми же целями.
В 1948 г., после ухода из Палестины английских войск, по решению ООН Святая Земля была разделена на Иорданию и Израиль, что стало новым источником напряженности в этом крае.
Современное устройство и жизнь Иерусалимской Церкви
Число верующих современного Иерусалимского Патриархата — до 250 тыс. человек. Юрисдикция его простирается на Израиль и Иорданию В настоящее время большинство приходских священников и прихожан – арабы, однако весь епископат греческий и избирается исключительно из членов братства Святого Гроба.
Церковное Богослужение осуществляется на греческом и арабском языках.
Патриархат состоит из двух митрополий (Птолемаидской и Назаретской) и одной автокефальной архиепископии (Синайская архиепископия), имеет 37 храмов и один монастырь в Иордании, 17 храмов в Израиле, 11 — в Палестине, а также ещё 24 монастыря, из них 19 небольших монастырей существуют в самом Иерусалиме — Старом Городе.
Самые известные монастыри: Святого Гроба Господня, Вифлеемский — около пещеры Рождества Христова, Иоанна Предтечи — у реки Иордан, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Онуфрия Великого, Герасима Иорданского и пр.
Автономная Синайская Архиепископия, с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синае, управляется Высокопреосвященнейшим Архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским; резиденция которого находится в Каире.
Всего в Иерусалимской церкви — 19 архиереев (в основном этнические греки)..
22 августа 2005 года Патриархом избран Феофил III.
Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, патриаршим кафедральным собором является Храм Воскресения Христова (Гроба Господня). Иерусалимскому патриархату принадлежит около 18 % земель Иерусалима, даже здание израильского парламента (Кнессета) и резиденция президента Израиля построены на его территории
Многочисленные арабо-израильские конфликты, терроризм, — все это делает церковное служение Иерусалимской Церкви очень сложным и опасным. Однако, благодаря сохранившимся святыням Иерусалимская православная церковь остаётся сосредоточием христианского мира.
Библиография
Асмус В.В., прот. История Церкви: Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1998
Иерусалимская православная церковь. drevo-info.ru/articles/9.html –
Иерусалимская церковь ru.wikipedia.org/wiki/
КОНСПЕКТ лекций по истории Поместных Православных ЦерквейСоставитель: доцент протоиерей Василий Заев, зав. кафедрой Св. Писания Нового Завета, кандидат богословия Киев 2003
Поснов Михаил История христианской церкви . изд-ве «Жизнь с Богом» Репринт Брюссель,, 1988
Смирнов Петр прот. История Христианской Православной Церкви:http://www.geocities.
Тальберг Н.Д,. История церкви. www.klikovo.ru/db/book/msg/635
Александр А. Соколовски