Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Преподобный Елисей Лавришевский

О почитании святых угодников Божиих. Преподобный Елисей Лавришевский. Священник Алексий Савко.

Каждый день церковного года посвящен памяти тому или иному святому. Поэтому, открыв церковный календарь, мы увидим тысячи имен людей, которые своей жизнью доказали свою верность Богу, потратив ее на соблюдение божественных заповедей. Людей, которых мы называем святыми угодниками Божиими. А святые они потому, что угодили Богу своей праведной жизнью. Теперь же, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас.

Православие не мыслимо без почитания всех Богу угодивших.  Почитание святых придает православному религиозному миру особую теплоту.

Каждый верующий человек, в лице святых угодников, имеет образцы правильной христианской жизни. Равняясь на них, человек учится богоугодной жизни, используя их опыт, их молитвы, поучения. Жизненный пример святых для каждого верующего бесценен. Ибо святые являются живыми носителями истинного христианства, чья жизнь служит высоким нравственным примером. Покидая этот мир, они не умирают, но продолжают жить в Церкви, тем самым дают человеку возможность молитвенного обращения к ним. Взирая на святых, человек может правильно совершать свой духовный путь. Они являются добрыми помощниками на этом пути. Своей любовью, которую святые приобрели в результате правильного христианского подвига, своими молитвами к Богу они поддерживают человека. Этот факт тысячи раз подтверждал многовековой духовный опыт Церкви.

Почитание святых не есть простое человеческое измышление. Церковь почитает святых, основываясь на Священном Писании, в котором неоднократно говорится о необходимости почитания угодников Божиих. Например, Божия Матерь восклицает: «…ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48). И эти слова подтверждены тысячелетним опытом почитания Пресвятой Богородицы и молитвенным к ней обращением. В другом месте, а точнее в Евангелии от Матфея сказано: «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка…» (Мф. 10:41). То есть указывается на необходимость воздавать людям Божиим подобающую им честь. В Евангелии от Иоанна есть такое изречение Господа: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12:26). Если Отец Небесный почитает угодников, то как нам не почитать их? Также нельзя не вспомнить высказывание апостола Павла, который заповедал: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Таким образом, святые для человека – пример для подражания.

Основываясь на подобных местах Священного Писания, Церковь ежедневно благоговейно вспоминает подвиги святых, прославляет их святость, совершает праздники в их честь, призывая верующих подражать их делам и подвигам. Церковь почитает святых псалмами, славословиями, и песнопениями духовными (Еф. 5:19), вознося честь к Богу святых. Почитание угодивших Богу в Православной Церкви всегда христоцентрично. Ибо через поклонение святым верующий человек поклоняется Богу, «дивному во святых своих» (Пс. 67: 36).

Главный же смысл почитания святых угодников Божиих выразил преподобный Иоанн Дамаскин в своем «слове об иконах»: «Достопоклоняемы святые – не по естеству своему, мы поклоняемся им, потому что Бог прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Святых угодников Божиих великое и великое множество. По роду жизненного подвига их разделяют на «лики». Это святые апостолы – ученики и проповедники Христовы и уподобившихся им в этом служении – равноапостольные. Лики мучеников и великомучеников, засвидетельствовавших истинность своей веры своей смертью. Исповедники, которые не до смерти, но все же пострадали за Христа. Великое множество святителей, просиявших в епископском сане. Преподобные и праведники, которые явили миру образец христианского жития.

Святые были во все времена и во всех странах, где только становилось известно имя Христово. Но среди этого многообразия святых, они все же имели между собой одно общее: Духа Святого, который через них творил свои великие дела.

Можно сказать, что каждый народ имеет «своих святых», которые жили на территории той или иной страны, совершая свой подвиг богоугождения. Есть «свои святые угодники» и у нас, живущих в Беларуси – святые в земли белорусской просиявшие. Их святые имена известны многим. Это преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая, святители Симеон и Мина, епископы Полоцкие, святитель Кирилл, еписком Туровский, праведная София Слуцкая, преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Пинский, мученик младенец Гавриил Белостокский, блаженная Валентина Минская и многие другие. Среди этого великого множества святых есть преподобный Елисей Лавришевский, память которого празднуется церковью 5 ноября.

Преподобный Елисей является одной из наиболее загадочных личностей, поскольку сведений о его жизни сохранилось очень мало. Преподобный является основателем Лавришевского монастыря, расположенного в Новогрудском районе, Гродненской области, первое упоминание о котором, относится к 1225 году.

Преподобный Елисей был сыном литовского князя Тройната, который был язычником. Он получил хорошее образование и отличался хорошими умственными способностями. Это позволило ему поступить на службу при дворе великого князя Миндовга.

Вскоре юный Елисей познакомился с епископом Лаврентием Туровским, объезжавшим свою епархию с 1182 по 1194 годы, в которую входило и Новогрудское княжество.

После этой встречи жизнь молодого человека, которому тогда было около двадцати лет, изменилась. Духовные беседы со святым старцем побуждают Елисея изменить свой образ жизни. Приняв святое крещение, он оставляет двор и удаляется в пустынное место, где, подвизаясь со святым Лаврентием, основывает монастырь, именуемый впоследствии Лаврой. К сожалению, о жизни, трудах и подвигах преподобного до нашего времени сведений не сохранилось. Возможно, по причине множества войн, проходивших по этим местам.

Известно лишь то, что 23 октября 1250 года он был убит бесноватым послушником, который на похоронах, коснувшись мощей святого Елисея, исцелился от беснования. После этого мощи святого почивали открытыми в монастырской церкви и от них происходили различные чудотворения.

В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Известно, что в обители были храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. В XVI в. при монастыре действовала школа, была богатая библиотека.

В 1505 году Господь явил чудо через Своего угодника преподобного Елисея. Дело в том, что в это время татары, шедшие на Европу, опустошивши околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю. Над монастырем нависла угроза разорения и опустошения. Однако Господь не оставил обитель и по предстательству Своего угодника Елисея совершил чудо. Подступившим к монастырским стенам татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, хотя в обители не было не одного воина, и они в страхе бежали. Это чудо послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, состоявшемся в Вильно в 1514 году.

Однако недолго сохранялось благоденствие святой обители: попущением Божьим, во время одной из войн, коих на белорусских землях было великое множество, мощи святого были сокрыты в землю, и после сожжения монастыря найти их уже не удалось.

В лице преподобного Елисея Лавришевского земля Белорусская имеет великого молитвенника и заступника перед Богом.

Священник Алексей Савко.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *