Как важно, чтобы страх Божий – высочайшая духовная нравственная категория — присутствовал в нашей жизни! Тогда мы много раз подумаем: а следует ли нам нарушать Божий нравственный закон, жить против совести? Следует ли нам предавать любовь, дружбу, семью?
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл
(из выступления перед студентами высших учебных заведений Санкт-Петербурга,
29 мая 2009 г.)
Формируя христианское мировоззрение у молодежи, пастырь доступными средствами освящает важнейший аспект учения о грехопадении и повреждении человеческой природы. Разделяй и властвуй – воистину сатанинский принцип разрушения Божественного порядка и отношений, начиная с венца творения – человека. Вначале дьявол отдалил человека от Бога — потеря рая. Далее он стремится к разделению священного союза брака на две независимые друг от друга половины — мужчину и женщину, независимость которых перерастает в сатанинский эгоцентризм, на прочь уничтожающий Божественную заповедь о продлении человеческого рода на земле. «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт.,1-28). Поэтому ответственность, забота, самое главное – жертвенность, с новой силой вспыхивающая в людях при рождении и воспитании ребенка, уходит в небытие. Через воздействие лукавого и взамен появляется стремление жить только для себя, бездумно унижая, подавляя, уничтожая все вокруг для удовлетворения своих возрастающих телесных (чувственных) потребностей. Священник объясняет молодежи, что создание семьи подобно рождению нового организма, когда из двух начал создается третье. И поэтому семье, как человеку, необходимо вырасти, многому научиться и пройти через многие трудности и испытания. Достижение единства, единодушия происходит не сразу, супруги всю жизнь должны к этому стремиться.
Разделяй и властвуй
Когда ум с сердцем не в ладу, крах неизбежен. Нечего возносить ко Господу молитвы, не о чем беседовать с Творцом, подателем жизни и бессмертия, дающего бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, успех в делах, побуждение к делам милосердия, уничтожение страха смертного. Молитва без гармонии ума и сердца не возносится к Богу. Нет молитвы – доказательства разумной личности человека. Разумность была нарушена еще в раю. Помутнение рассудка определилось сразу после грехопадения, когда Адам с женой начали прятаться от Всевидящего Ока между деревьями: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3, 8). В этом безумии Адам зашел еще дальше, обвиняя Создателя в своем падении – «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3,12), — творение предъявляет претензии своему Творцу, которые лишены всякого здравого смысла.
В отношении чувств сатаной тоже сыграна злая шутка. Вместо любви к Богу, сопереживания к людям, заботливого и восторженного отношения ко всему сущему «женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим.1, 26-27). «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13,1) – Не это ли есть окончательное и бесповоротное состояние духовной и физической гибели вследствие полного внутреннего и внешнего разделения? Цель деятельности сатаны на земле, в отношении человека, достигнута. В начале: «откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт.3,5); финал же: «возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22, 13). Чем далее, тем более укреплялся сатана в порыве ненависти разделять и властвовать, но всему в этом мире приходит конец: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Екл.3,1).
Разделяй и властвуй
С приходом в мир Спасителя этот коварный сатанинский аргумент начал терять силу.
Как бы ни был велик грех, милосердие Божие бесконечно. Господь сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». (Екл.33,11). Пастырь на живых примерах объясняет молодежи, что Господь питает, оживотворяет тело и дух человека в главном таинстве православной церкви – Евхаристии, установленном самим Богом на Тайной Вечере. У людей появилось мощное духовное оружие, способное противостоять всевозможным вражеским козням. Духовная сила причастия огнем проникает в дух человека и становится неиссякаемым источником жизни. Человеческая природа соединяется с Божественной. Все существо человека вступает в теснейший союз с Богом.
Формируя христианское мировоззрение у молодежи, пастырь освящает важнейший аспект учения о грехопадении и повреждении человеческой природы. В любом возрасте ребенок должен знать о минусах своей натуры, являющейся следствием грехопадения прародителей и сатанинских козней, и о плюсах, идущих от Господа. Понимание этого дает хорошую возможность для духовного возрастания молодого поколения.
Пастырь разъясняет, убеждает молодежь, что разобщенность, разделение между людьми – тревожный симптом нашего времени. И семья – это победа над разделением. Сила государства — в дружных и крепких семьях. Когда человек не одинок, когда у него семья, он будет любить свою Родину. Семьянин будет работать для благосостояния своей страны, будет охранять ее, в этом государстве жить ему, его детям и внукам. Но, к сожалению, для того, чтобы построить счастливую семью, люди затрачивают очень мало сил. А ведь если бы каждая семья понимала, что «разделяй и властвуй» — это сатанинский принцип, а семья — это самое главное, что у нас есть после веры в Бога, то ставили бы себе задачу прийти к единству, единомыслию и любви в браке и обязательно бы получали награду в семейном счастье.
Протоиерей Андрей Шабаловский