Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва».

Третья Неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. Этот день преполовляет великопостное поприще. Позади несколько недель упорных трудов над собой. И Церковь, как чадолюбивая мать, желая поддержать верующих, укрепить дух постящихся и воодушевить их на дальнейший постовой подвиг, начинает особенное прославление Креста Христова, напоминая всем о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

На кресте Господь принес искупительную жертву, которая открыла повреждённому грехом человеку врата вечной жизни. С тех пор христиане всего мира видят в кресте, прежде всего, символ спасительного подвига Сына Божьего и поэтому воздают Кресту Господню поклонение и прославление. 

История весеннего празднования в честь Креста Господня уходит своими корнями в древность и связана с военными действиями. Во время войны византийцев против персов, персидский царь Хосрой II в 614 году осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой II в союзе с аварами едва не захватил Константинополь. Однако благодаря чудесному заступничеству Божией Матери столичный город был избавлен от нашествия врагов. Спустя же некоторое время ход войны полностью переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны и возвращение в Иерусалим похищенного Животворящего Креста, которое произошло, предположительно, 6 марта 631 года. Император собственноручно внес Крест в город, в сопровождении освобождённого из плена патриарха Захарии. С тех пор в Иерусалиме и было положено начало традиции поклонения Кресту Господню.

Следует сказать, что в ту пору порядок великопостных служб только формировался, а продолжительность и строгость Великого поста еще только обсуждались. И когда появился обычай переносить праздники, которые выпадали на Великий пост, с будних дней на субботы и воскресенья, тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Это воскресенье стало именоваться «Крестопоклонной Неделей».

Богослужебной особенностью Крестопоклонной недели является то, что в субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого, под церковное песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», которым Церковь прославляет Воскресение Христово, священники и молящиеся совершают перед крестом три поклона.  

Святой Крест остается для поклонения в течение седмицы до пятницы, когда перед Литургией он вносится обратно в алтарь. Именно поэтому, вся следующая за «Крестопоклонной Неделей» четвертая седмица Великого поста также именуется «крестопоклонной».

Важно помнить, что, взирая на Крест, мы не мыслим его без Христа. И поэтому, поклоняясь Кресту, мы поклоняемся не самому древу, но распятому на нем Господу Иисусу Христу, почитая не вещество, но образ, как символ Христа. Не предмету поклоняемся, но Крестным страданиям нашего Спасителя.

Значение «Крестопоклонной Недели и седмицы» лежит на поверхности. В эти дни Церковь напоминает нам, что путь к Воскресению лежит только через Крест. Спасение души человеческой невозможно без несения своего креста, без борьбы со своими грехами и страстями, без перенесения скорбей и страданий. К этому зовет нас Господь, говоря: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

У каждого человека — крест свой. Господь никому и никогда не дает крест не по силам. И его несение проявляется в стремлении христианина исполнить волю Божию, в повиновении Промыслу Божию. Принимающий волю Божию в своей жизни, «берет свой крест», а отвергающий – «отвергает свой крест».  «Несение своего креста» является делом всей нашей жизни, и Любящий Господь никогда не оставляет без духовных утешений тех, кто самоотверженно несет свой крест вслед Его. Взять свой крест — это значит со смирением принять те скорби и трудности, которые нам посланы Богом, вытерпеть и превозмочь их, не пасть и не погибнуть под их бременем.

«Да приемлем безропотно и послушно крест свой…», — говорит святитель Филарет Московский. – Верно да ходим за Христом путем самоотвержения и креста; и верно внидем в радость Господа своего».

 

Используемые источники:

  1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Москва, 2005.
  2. Святитель Филарет Московский (Дроздов). Слова и речи. Слово в Неделю Крестопоклонную. Электронный ресурс. http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/120

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *