Понедельник, 25 ноября
Shadow

Умереть для греха  

«…когда умножился грех, стала преизобиловать благодать»

 (Рим.5.20)

 

Что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую? Прежде всего смущает его представление о тяжести его прежних грехов, а также привычка к греху, которую так трудно преодолеть.

Во время Великого поста всем верующим предлагается глубокий, назидательный пример судьбы и жизни Марии Египетской.

Её жизнь и образ указывают на беспредельность человеческого совершенствования на пути к Богу.

Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды.

Путем внутренней работы над собой, борьбой со своими пороками, победой над своею страстностью, при благодатной помощи Божией она стала великой подвижницей и удостоилась величайших даров Божией благодати.

 

Греховная жизнь

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. В молодости она была всем известной в Александрии блудницей. Она сама признавалась в том, что, уйдя от родителей в двенадцатилетнем возрасте и потеряв чистоту, «неудержимо и жадно влеклась к мужчинам». Она практиковала «свободную любовь». «Я жила в нищете и зарабатывала пряжей, — рассказывала спустя много лет Мария авве Зосиме, который и поведал о ее жизни. — Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти». Не корысть и не бедность заставляли её жить среди падших, а порок, подчинивший её волю. Поводом, началом ко всему послужила гордость от сознания своей молодости и редкой красоты «Я торговала собой не ради корысти. Поступала я так, чтобы привлечь к себе большее число желающих. Это была моя жизнь: я почитала жизнью постоянное поругание своего тела».

Для юной Марии «свобода любви» была одним из атрибутов вольной жизни в целом —  веселых пиршеств, музыки, песен, вина, путешествий и приключений.

Будучи красивой и обладая страстным и горячим темпераментом, лишенная при этом руководства и доброго влияния, она падала все ниже и ниже, пока наконец не оказалась на самой низкой ступени этой лестницы разврата. Она сама говорит о себе: «Я не могу без ужаса вспомнить о той жизни, которую я прожила в Александрии; почти 17 лет предавалась я распутству, и не для того, чтобы получать деньги, а для того, чтобы удовлетворять свои похоти; я не просила денег у мужчин, лишь бы они служили мне».

Но этого ей было мало.

Однажды, на 29-м году своей жизни, она увидела множество людей из Египта и Ливии, которые толпами направлялись к морю. «Я спросила, что это значит, мне отвечали, что эти люди отплывают в Палестину торжествовать праздник Воскресения Христова».

И тогда у Марии явилась мысль отправиться вместе с ними. А поскольку на корабле было много молодых людей, то это давало ей возможность удовлетворить в том числе и свои страсти. И, может быть, в самом совращении этих паломников, едущих на поклонение, она предполагала найти некое наслаждение.

И вот, с песнями, вином, развратными утехами, плывет Мария к священному городу Иерусалиму. И, приехав туда, она не оставляет своей прежней жизни. Её не трогают ни святой город, ни святые Господни места. В безумном опьянении грехом молодая грешница кощунственно смеется над христианскими святынями. Дерзким, вызывающим хохотом отвечает она на все обличения и укоризны благочестивых.людей.

 

Призыв Божий

Разгуливая по Святому городу и «охотясь за душами юношей», —  как гласит житие, — Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Христова. Здесь хранилась величайшая христианская святыня — Голгофский Крест.  Вместе со всеми пошла и Мария.

Какое чувство руководило ею, неизвестно, было ли то простое любопытство, или, может быть, она и в храме намеревалась кого-либо поймать в свои сети, во всяком случае, можно сказать, что ее влекло в храм вовсе не чувство благоговейного почтения к величайшей христианской святыне.

Вот подходит она к церковным дверям, толпа народа теснится перед ними, вместе с другими Мария хочет проникнуть в храм, но напрасно.  Она снова делает усилие пробраться в двери, но неизвестная сила ее снова отбрасывает назад.

Сначала ей это казалось делом простого случая, но когда она увидела, что все ее стремления проникнуть в храм остаются напрасными, в ее сердце закрадывается какое-то томительное беспокойство. И вот она видит, к ужасу своему, что этот неуспех преследует только ее одну, что все остальные свободно проходят в храм. В него свободно входили паломники, блудившие с ней, и паломники, ни с кем не блудившие.

Однако, для Марии мера её греховности была уже наполнена и переполнена

Бог вмешался, и Мария не могла войти в храм

Для Марии пришла пора каяться. Причём, не так, чтоб потом вернуться к прежнему, а так, чтобы либо полностью измениться, либо умереть.

«Да что же это, Господи!» —  восклицает она,

И, вдруг, её глаза невольно устремляются на церковную стену, и здесь она видит перед собою, как бы живой, образ Богоматери.

И видится Марии, что глаза Божией Матери с горем и укоризной устремлены на нее. И этот взгляд пробуждает Марию.

Мучительный стыд, осознание своей греховности, понимание, что вот здесь страшное наказание Божие ее нечистоте, — как молния озарили в одно мгновение все ее духовное существо. И Мария падает на землю перед образом Богоматери и взывает к Ней: «Матерь Божия, я знаю мою нечистоту греховную, знаю, что мое место не в храме, а в аду…».

И в ответ Мария услышала, как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей».

И обильные слезы полились из ее глаз, и рыдания сотрясали все ее тело, и плакала она, и молилась.

И с этого момента Мария уже принадлежит Богу.

После этого, вошла Мария свободно в храм и приложившись к Животворящему Кресту, дает обещание принадлежать только Господу Богу и уходит в пустыню Иорданскую, навсегда оставляя не только мир, не только прихоти человеческие, но и самые насущные потребности.

 

Отречённость от суеты мира

На выходе из церкви некий человек подал Марии три медные монеты. На них она купила себе три хлеба и узнала у продавца путь на Иордан.

Причастившись в церкви святого Иоанна Предтечи, Мария нашла у Иордана небольшую лодку, переправилась на другой берег и ушла в пустыню.

Отныне начинается поразительный, необыкновенный подвиг, перед которым должен склониться даже неверующий человек, а не только христианин, и этот подвиг совершает слабая женщина.

Сорок семь лет провела она в пустыне

Во все время пребывания в пустыне у неё не было ни жилища, ни одежды, ни настоящей пищи. Особенно тяжёлыми для Марии были первые 17 лет пустынной жизни. Считается, что 17 лет она прожила блудной жизнью в миру, и именно столько же потребовалось на покаяние. Ее пища закончилась, одежда истлела, летними днями мучила нестерпимая жара, а зимними ночами —  холод. Бесы искушали преподобную Марию, навевая ей воспоминания о былых пирах, вине и мужском внимании.   «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды. Иногда у меня являлось желание петь песни, к которым я привыкла, и тогда я проливала слезы покаяния…».

Через 17 лет наступил следующий период её подвига. Своим покаянием Мария достигла чистой молитвы и чудотворений. Она обрела способность ходить по иорданским водам, прозорливость, знала наизусть Священное Писание, которого никогда не читала и не слышала до ухода в пустыню.

Борясь с искушениями и преодолевая их, Мария провела в пустыне следующие 17 лет, прежде чем встретила первого живого человека — иеромонаха Зосиму, промыслительно   уединившегося во время Великого поста именно в этом месте

Но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе, найденном иеромонахом Зосимой, промыслительно   уединившимся во время Великого поста именно в этом месте, прежнюю красавицу-египтянку. Он упросил Марию, ставшую ужеподвижницей, поведать ему историю ее жизни.

Старец принимал исповедь не от грешницы — многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха, — от души, просвещённой, вошедшей в меру полноты Христовой и по смирению считавшей себя худшей из людей.

Грех её был всегда перед нею. А между тем, научаемая Святым Духом неизвестная миру подвижница не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришёл, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов, никогда не учившись грамоте. И, наконец, старец своими глазами увидел, как во время их совместной молитвы святая на локоть отрывалась от земли.

Старец со слезами обнимал ее стопы и просил у нее благословения. А Мария называла себя грешницей, не имеющей добродетелей, и просила у него благословения. Они условились встретиться у Иордана, ближе к его монастырю, на следующий год, чтобы Мария смогла причаститься.

По промыслу Божию, это случилось в Страстной четверг. Стоявший на западном берегу реки старец увидел, как Мария осенила Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокренно».

Приняв из его рук принесенные Святые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и вскричала: Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое».

Тайный смысл этой Симеоновой молитвы был для Зосимы скрыт, потому что святая сама попросила его: «Сейчас ступай в свой монастырь, а на следующий год снова приди в то место, где я в первый раз тебя увидела. …И вновь по воле Божией увидишь меня».

 

Кончина

Придя через год в пустыню, он увидел в устье высохшей реки «ту святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу». Оплакав ее и сотворив погребальную молитву, он вдруг увидел начертанную на песке надпись: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасителя, по принятии Святых Тайн».

Это означало, что она скончалась еще год тому назад, через несколько часов после их второй (и последней) встречи, 1 апреля 522 года, в Великую пятницу.

Могилу для ее погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший тело святой.

Предание о жизни грешницы-святой хранилось в монастыре Зосимы, а позднее было записано как «Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне», написанному, по преданию, святителем Софронием Иерусалимским.

 

Подражание в решимости

Жизнь человеческая складывается из поступков. И каждый наш поступок не может быть нейтральным, это либо шаг к Богу либо шаг от Бога. Поэтому вся наша жизнь, если мы хотим быть христианами и хотим достичь Царствия Небесного, должна состоять из поступков, которые нас приближают к Богу. Мария Египетская в этом нам пример. Она была последовательна до конца и все греховное в себе с помощью благодати Божией исправила. Вот так и мы, если будем мужественно и последовательно всегда выбирать заповедь Божию, всегда выбирать Евангелие, правду Божию, тогда постепенно наша жизнь станет выправляться.

Жизнь преподобной Марии Египетской научает нас, что путем веры и покаяния самый грешный и развращенный может при помощи Божией достигнуть великого совершенства. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие Своему Создателю, а с ними мир и спасение. Когда мы поймём, что ни нашими усилиями, ни нашими добрыми делами мы не можем получить прощения грехов и быть спасёнными, только когда мы перестанем утверждать свою собственную праведность, — только тогда Бог может помочь нам.

Жизнь  Марии Египетской это двуединый символ деятельного раскаяния, преображающего все существо человека, и ответное Божие милосердие.

Преподобный Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником, погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости исправиться.

Благодать Божия всегда рядом; но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария Египетская, когда она осознала себя, свои грехи, свою испорченность, и была готова на всё ради того, чтобы переменить жизнь Она оставила нам замечательный пример из своей жизни, зовущий нас довольствоваться малым и в пище, и во всей обстановке своей жизни и за все благодарить Господа.

«Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!»

 

Мария Египетская – символ раскаяния и милосердия borisov-spas.by

Митрополит Трифон (Туркестанов)  Слово в день памяти преподобной Марии Египетской palomnic.org

Преподобная Мария Египетская days.pravoslavie.ru

Подвиг покаяния. Мария Египетская  borisov-spas.by

Проповеди в день памяти преподобной Марии Египетской moyhram.org

                                Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *