9 января Русская Православная Церковь чтит апостола первомученика архидиакона Стефана.
Святой апостол и архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. и пострадал в возрасте около 30 лет. Мученики занимают особое место в истории становления нашей Православной Церкви. Многие святые и учителя церковные говорят, что кровь мученическая — это семя, на котором возросло древо церковное.
И первым в ряду христианских мучеников стоит архидиакон из Иерусалима Стефан.
Установление праздника
Первые упоминания о церковном празднике, посвящённом памяти св. Стефана, содержатся источниках IV века:
— в Надгробном Слове в память Василия Великого, написанном его братом Григорием Нисским (381 г.),
— в «Апостольских установлениях» называют не только день памяти святого Стефана, но и включают его имя в молитву на поставление диакона,
— в сирийском месяцеслове конца IV в., указывают дату — день 26 декабря, следующий после Рождества Христова: «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа — Стефан. Вчера Христос облёкся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа».
Эта же дата упоминается и в ранних армянских и латинских источниках.
Позднее, в Византии 26 декабря стало днём празднования Собора Пресвятой Богородицы, и в VII веке день памяти св. Стефана было перенесен на третий день праздников т.е 9января (ст.ст 27 декабря)
Призвание Стефана к служению Господу Иисусу
Стефан происходил из обеспеченной семьи еврейского священника, Он родился 25 ноября 10 года до нашей эры. Он рос послушным и любознательным мальчиком и получил достойное образование. Родным языком он считал греческий. Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи.
В Житиях также упоминается, что Стефан отправился в странствие по Палестине и был знаком с Иоанном Крестителем, а потом услышал проповеди Иисуса и ими увлекся.
Его же отцу, правоверному иудею это не понравилось, и он выгнал своего сына, Стефана, из дома. С этой поры Стефан странствовал за Иисусом и даже был с тем в момент казни, стоя в отдалении и плача
После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти. Естественно, что среди христиан были люди разные по социаальному и имущественному положению.
Кроме «эллинистов» в Иерусалиме жили также и «местные» христиане.
Между двумя общинами шла постоянные ссоры м споры. Ссорились так, что апостолам пришлось ввести в церкви христиан посты диаконов, которым вменялось следить за бытовыми надобностями в пище или средствах и за тем, чтобы не возникало скандалов и ссор. Возникла также необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных своих представителей. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками.
Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. Стефан в числе семи членов её был избран для того, чтобы, как сказано, «пещись о столах», то есть заведовать добыванием хлеба насущного. Но он прекрасно разбирался и в истории, и в Священном Писании, и во всём, что происходило на его глазах. И с его помощью порядок среди христиан стал восстанавливаться.
В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Архидиакон
Само имя «Стефан» означает по-гречески «корона». Это было чудное совпадение, ибо он получил корону первомученика и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет.
По выражению церковного историка Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, так как прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
По слову святого евангелиста Луки это был человек «исполненный верой и силой, он совершал великие чудеса и знамения в народе».
По благодати Божией, св. архидиакон Стефан творил много знамений и чудес среди верных, возлагал руки на больных и они становились здоровыми. Он был сильный словом и делом.
Будучи молодым и исполненный Святого Духа, он с усердием проповедовал христианское учение в Иерусалиме и побеждал иудейских законоучителей в спорах, потому что не могли те противостоять его мудрости,
Приводимая в книге «Деяний» речь Стефана на суде Синедриона позволяет предположить о том, что именно в слова его речи были расценены как «хульные слова на святое место сие и на закон».
Речь Стефана — самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний — представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля.
Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи, чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт». В то время определение «рукотворенный» употреблялось по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством.
И святого Стефана обвиняли в том, что он говорит хулу на Бога, на Моисея и в неуважении к святому храму. Это было серьезным обвинением по законам того времени, так как для иудеев две вещи были самыми драгоценными: это Храм, где можно было приносить жертвы и это Закон, который никогда не мог быть изменен.
Однако Стефан говорит, что время храма проходит, а закон – является только этапом на пути перехода к Евангелию, и что христианство должно распространиться по всему миру. Святой Стефан был первым, кто свидетельствовал, что дар Христов предлагается всему миру независимо от национальностей, а не только иудеям. Эти слова были невыносимы для слушающих, поэтому его схватили и вызвали на суд перед синедрионом и первосвященником.
Побитый камнями
Понимая, что этот суд ничего не изменит, потому что судьи испытывают вражду и ненависть как к нему самому, так и к христианскому учению, святой Стефан, уповая на Господа, произнес защитительную речь. Он сделал краткий обзор истории еврейского народа от Авраама до Соломона и в заключении смело обличил иудеев в гонениях на пророков и, особенно в казни Мессии, Господа Иисуса Христа, о пришествии которого возвещали пророки. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7: 51-54.
Во время речи святой Стефан увидел небо отверстым и Иисуса Христа, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали там камнями.
Святой мученик же молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и молилась за мученика.
Святой мученик во время казни вознес Богу молитву — о себе и о своих убийцах: «Господи Иисусе, приими дух мой», и «Господи, не вмени им это во грех
После этого святой Стефан предал Христу свою чистую душу. .
Среди тех, кто одобрял убийство первомученика, был Савл, будущий апостол Павел.
По словам блаженного Августина, «Церковь обязана молитве Стефана тем, что обрела апостола Павла. Разверзаются небеса и изливается благодать на тех, за кого приносится молитва. И Павел никогда не мог забыть, какой дорогой ценой него получил этот дар веры, ценой смерти святого Стефана», который был ему сродником по крови.
Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X.
После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром.
Прославление и почитание
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере во Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. А,когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; 7, 50-52; 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
Мощи св. Стефана были обретены почти через четыре века после его смерти в 415 г. История их нахождения описана палестинским священником Лукианом в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Лукиан сообщает, что место погребения ему указал в ночных видениях Гамалиил, похоронивший Стефана на собственном земельном участке неподалёку от Иерусалима, в Кафар-Гамале («веси Гамалиила»). По рассказу Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, и в округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека.
Мощи были перенесены в Сионскую церковь в Иерусалиме. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Другую часть мощей забрал в Испанию Павел Орозий, христианский теолог. Но, до Испании он не добрался, и мощи оказались разбросаны по разным городам Северной Африки, где с тех пор утвердился культ святого Стефана.
Впоследствии, часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией, супругой Феодосия II, и помещена позднее, в церкви Св. Лаврентия, построенной сестрой императора Пульхерией.
В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества, Евдокией была построена базилика Св. Стефана, в которую также была перенесена часть реликвий.
Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:
— в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
— в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры хранится десница первомученика (до локтя);
— в афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит также хранятся частицы мощей святого Стефана.
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан spas.borisov.by
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефанhttp: patriarchia.ru
Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон azbyka.ru
Архидиакон Стефан — первый мученик за Христа taday.ru
Александр А. Соколовский