Четверг, 26 декабря
Shadow

История Святейшего Синода в Русской церкви

К XV веку на православном Востоке завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей постоянно действующего собора епископов, называемого в Константинополе «постоянно проживающий собор» или в других Церквах «малыми синодами». Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам.

В России же учреждение Синода связано со временем правления Петра I и его реформой церковного управления.

 

Реформа Петра I

Изначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, по мере продвижения государственной реформы первый российский император всё менее желал разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии достойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в управление только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 года был восстановлен Монастырский приказ, в подчинение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось поочерёдно вызывать в Москву. Итоги всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя.  Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором.  Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом — в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам.  Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начал самостоятельно строить церкви и сам приказывал архиереям ставить священников. Сенат определял игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали». Такое управление было явно временным.

Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде. Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

 

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве произнес приветственную государю речь.

В 1711 году Феофан был при Петре в Прусском походе. А 1 июня 1718 года он был наречён во псковские епископы, а на следующий день посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.

После сего, в скором времени Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 году Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента — документа, определившего существование Духовной коллегии.

Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»: «Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его…»

Этот документ был вначале представлен Петром на обсуждение в Сенат, а затем предложен церковному Собору из оказавшихся в Петербурге шести архиереев.

Под давлением светской власти те подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно».

В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

 

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос о наименовании нового церковного руководства.

Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод.

Сино́д или собо́р (от греч. Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. consilium — совет, консилиум).

Для соблюдения каноничности нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии. Ответ патриарха был следующим: «Мерность наша… утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом…»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей впоследствии наименование Святейшего правительствующего Синода. И 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

 

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора.

В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде.

Президенту, первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии.

Президентом Синода был назначен митрополит Стефан. Вице-президентом был назначен преданный Петру, — Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми установленными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об организации надзора за деятельностью Синода.

А 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Первым обер-прокурором Синода был назначен полковник Иван Васильевич Болтин. Главной обязанностью обер-прокурора было ведение всех сношений Синода с гражданской властью и голосование против решений Синода, когда те не согласовывались с законами и указами Петра.

Обер-прокурор был подсуден только государю. Вначале власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но постепенно обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его реальным руководителем.

До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

«Исповедую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивейшаго».

В этот период Церковь полностью утратила независимость от светской власти. Все постановления Синода вплоть до 1917 года выходили под штемпелем: «По указу Его Императорского Величества». В государственных бумагах церковная власть именовалась наряду с другими ведомствами, такими как военным, финансовым, судебным — «Ведомством Православного Исповедания».

 

Позитивность Синодального периода

Несмотря на все сложности, которые возникали в связи с «огосударствлением» церковной структуры, Синодальный период дал образцы высокого духовного развития Церкви. Не случайно московский митрополит Филарет Дроздов сказал, что «Промысл Божий всегда заботился о Церкви и всевозможные ошибки направлял к благим последствиям». Среди таких последствий следует упомянуть: издание в 1751 году «Елизаветинской Библии», возвращение в 1838 году Почаевской Лавры Православной Церкви, собор 1839 года в Полоцке о Воссоединение униатов с Православной Церковью, учреждение в 1848 году Духовной миссии Русской церкви в Иерусалиме, издание в 1877 году на русском языке Библии.

Синодальный период, при всех его особенностях, явился эпохой внешнего роста Русской Православной Церкви. В XVIII столетии увеличилась численность духовных школ, а в XIX веке произошёл настоящий расцвет отечественного богословия. В   1814 году Славяно-греко-латинская академия   была преобразована в Московскую духовную академию.

В истории русской святости XVIII век отмечен именами святителей: Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, блаженной Ксении Петербургской и многих других прославленных и непрославленных подвижников благочестия.

В это же время жил преподобный Серафим Саровский. К середине XIX века особенно возрастает духовное значение Оптиной пустыни.

И таких примеров превеликое множество.

 

Святейший Синод drevo-info.ru

История Святейшего Синода в Российской империи.blagobor.by

Русская Православная Церковь. Очерки истории. Синодальный период sedmitza.ru

 

Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *