«Павел – раб Иисус Христов»
(Рим. 1, 1).
Эволюция отношения к рабу
В глубокой древности раб находился близко к своему хозяину. Он жил с ним в одном доме, а иногда являлся советником и другом. Разумеется, раб не был свободен и полностью зависел от воли хозяина, но хозяин обязан был его содержать, кормить, одевать. У хорошего хозяина раб чувствовал себя в безопасности и был обеспечен всем необходимым для жизни. Между хозяевами и подчиненными не было пропасти(1)
Но со временем порядки изменились.
Римское право стало считать рабов не лицами, а вещами (2)
Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными(3)
Теперь уже раб не имел никаких юридических прав.
Рабство базировалось на законе подчинения сильного слабому. Раб — беспрекословный слуга своего господина, распоряжающегося его жизнью и смертью. Сила была наивысшей добродетелью, а власть над другими — ее выражением.
Отношение к рабам в Ветхом Завете
Древние евреи также не отказывались от рабства, но их законы отличались мягкостью и гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой, за них несли ответственность в суде. По субботам и другим праздничным дням их совсем освобождали от работы (Исх. 20, 10; Втор. 5. 14.). (4)
А ко временам исхода из Египта восходит именование верующих рабами Божьими.
В Ветхом Завете Господь говорит о сынах Израилевых: «Они – Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». (Лев. 25: 55) Здесь речь идет не только о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян – теперь только Мои рабы.
В библейских священных текстах слова «раб Господень» применяются в первую очередь к Мессии — Христу, Сыну Божию, Который до конца исполнил волю пославшего Его Отца. Мессия говорит через пророка Исаию: «Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. …: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:16).
Пророк Неемия называет израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем. 1:10), которая опять-таки посвящена освобождению – на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Цар 24:2), причем подчеркивается их независимость от светской власти.
«Рабом Божиим» в Священном Писании именуются праведники: Авраам (Быт.26:24), Моисей (1Пар.6:49), Давид (2Цар.7:8).
Рабом Божьим неоднократно называет себя и псалмопевец (Пс. 115:7, 118, 134).
В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «ты – Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).
Понятие раба в христианстве
Христианство тоже сразу не могло отменить рабства. Апостол Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 6)
Но, он тут же уравнивает состояние свободного человека и раба – через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)
Когда христиане называли себя рабами Божиими, это означало, что повинуются они только Богу и никому больше. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков», – эти слова апостола Павла (1Кор 7:23) христиане понимали буквально.
Свят. Феофан Затворник толкует это так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и вкладывает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новое содержание. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» (5)
Христианство в полноте раскрыло те нравственные принципы добра и справедливости, которые языческий мир знал лишь интуитивно. Древний принцип силы «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Птр.2,19) был раскрыт как потеря внутренней свободы: «всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8,34)
В Новом Завете Бог представляется уже не как Господин, Которого знал Ветхий Завет, но как Отец.
Христос учит начинать молитву Богу словами «Отец наш», а в прощальной беседе с учениками говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Я уже не называю вас рабами…» (Ин. 15, 14-15).
Христос заповедал: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали то, что должны были сделать» (Лк.17,10).
Таким образом церковная традиция учит человека смирению. «Рабство, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — не есть признак естества, но отношения». (6)
Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим. 1:1, 2 Пётр 1:1, Иак 1:1, Иуд 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий.
Для апостола Павла рабство Богу – это синоним освобождения от власти греха и смерти: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:6-9).
Пресвятая Дева Мария говорит о Себе: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
Св. апостолы применяют к себе это звание: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак.1:1), «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2 Птр.1:1), «Иуда, раб Иисуса Христа» (Иуд.1:1), «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (Фил.1:1).
Уже из приведенных примеров следует, что право называться рабом Божиим надо заслужить.
«Все рабы Божии по природе, – говорит св. Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу». По его мнению, рабы Божии – люди богобоязненные, богоугодные. Они живут по воле Божией, любят истину, презирают ложь, и потому на них можно во всем положится (7)
Рабы Божии – христиане
Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим. 8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22).
Апостол Павел различает духовного человека от человека душевного. Духовным является тот человек, который имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевным человеком является тот, у кого есть душа и тело, но кто не стяжал Святого Духа, дающего жизнь душе. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1Кор.2,14-15).
Апостол Павел также проводит различие между духовным человеком и плотским. Плотской человек не имеет Святого Духа в своем сердце, но сохраняет все другие духотелесные функции человеческого существа. Поэтому термин «плотской человек» относится не к телу, но означает душевного человека, который лишен Всесвятого Духа и в своих действиях соотносится только со своим так называемым биологическим «я».
Рабство чему бы то ни было, что не есть Бог — есть идолослужение. Поэтому рабство Богу — истинная свобода, наивысший чин. Ибо Христос пришел не для того, чтобы служили Ему, а чтобы Самому послужить (Мф. 20:28; Мк. 10:45), ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3:16)…
«Сын Божий оставил пребывание во славе, приняв на Себя позор, бесчестие и проклятие. Он подчинил Себя условиям нашей смертности, и сокрыл Свою славу в страданиях и смерти. И в Своей собственной плоти показал, насколько человек, которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя грехопадением» (8) Отсюда – естественное желание верующего сердца подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то, что Он ради нас стал называться рабом (9)
В Евангельской притче о талантах (Мф 25: 14-30) три раба получают на год в пользование значительное количество денег: один — 5 талантов, другой – два, а третий – один. Первый и второй рабы удваивают свою сумму, и хозяин, хвалит их и отдает им заработанное. Третьего раба, зарывшего свой талант и вернувшего хозяину только то что получил, ожидает наказание за лень и нерадивость.
Все земные блага отнимает у человека смерть; силы и способности душевные и телесные, если человек не пользуется ими, часто глохнут, постепенно оскудевают от бездействия, так что под конец жизни нередко человек только воображает, что он обладает ими, а на самом деле уже стал неспособен ни к какому труду. Так сбывается над ним слово Христово: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25: 29).
Мы также получаем во временное пользование множество ценных даров (в первую очередь нашу собственную жизнь), т.е. распоряжаемся огромными ценностями, которые нам не принадлежат. От нас ожидается творческая инициатива в разумном распоряжении тем, что нам доверено.
Интересно, что если русские православные называют себя «раб Божий», «раба Божия», то христиане — европейцы предпочитают употреблять более приятные для современного уха самоназвания, которые по существу являются менее точными. Англоязычные православные, к примеру, называют себя «servant of the Lord» (слуга Божий) и «handmaid of the Lord» (служанка Божия). Это звучит приятнее, однако слуга или служанка могут сменить хозяина, а раб не может. Но мы очевидно не можем сменить Бога, так как другого просто нет. (10).
Свобода во Христе
Через весь Новый Завет проходит суждение о том, что только во Христе мы можем стать по-настоящему свободными. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», – пишет апостол Павел (Гал. 5:1). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», – передает евангелист Иоанн слова Самого Спасителя (Ин. 15:15).
Определение Раб Божий не унижает, а наоборот, возвышает верующего.
Наше духовное сознание должно быть очищенным от мирских представлений.
Бог хочет всех привести к вечной жизни. И мы не должны понятия, заимствованные из области юридических и социальных отношений, применять к высшей реальности, в которой действуют высшие духовные начала и законы.
Настоящая вера не сковывает свободу человека, а освобождает его. «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12), – писал апостол Павел.
Быть рабом Божиим – значит быть действительно свободным от любых форм мирских зависимостей.
Быть рабом Божиим – значит осознавать, что люди существа вечные, и этот мир лишь их временная обитель; вечная жизнь начинается в этом мире и, не прекращаясь, продолжается в том. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13, 14).
Ссылки
- Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. «Рабство»: Т. 51. Терра, 1992 c.35-51
2.Кареев Н. И. Учебная книга древней истории. М., 1997. С. 265
- Брокгауз Ф. А., Ефрон. И. А. Энциклопедический словарь. «Рабство»: Т. 51. Терра, 1992 c,36, 43-44
4.Архимандрит Никифор Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. с. 592-593.
- Святитель Феофан Затворник. Жизнь и труды святого Апостола Павла. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. Правило веры 2002 с. 477-527.
- Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры.
Кн. 3. Гл. 65. О неведении и рабстве. Т. 1. СПб. Репринт, 1913. www.idrp.ru/buy/show_item.php?cat=4095
- Святитель Феофан Затворник. Жизнь и труды святого Апостола Павла. Толкование пастырских посланий св. апостола Павла Правило веры 2002 с, 683-783
8.Лосский В. Догматическое богословие. Богословские труды, № 8. М., 1972. с. 172-
9.Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. Гл. 65. О неведении и рабстве. Т. 1. СПб. Репринт, 1913. www.idrp.ru/buy/show_item.php?cat=4095
- Раб Божий — почему «раб»? www.vladhram-uspenie.ru