«Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам»
(Мал. 3:7)
2 августа Православная церковь чтит память славного пророка Божия Илии (IX в. до Р.Х.)
Призвание Илии
На древних пророков Промыслом Божиим было возложено будить человеческую совесть, спасать погибающее человечество, впавшее в идолопоклонство, приводить людей через покаяние к праведности.
После смерти царя Соломона единое государство, объединявшее двенадцать колен еврейского народа, разделилось на два царства – Иудейское и Израильское.
В состав первого вошли два колена: Иудино и Вениаминово, и столицей был Иерусалим. Оно занимало южную часть Святой Земли.
В состав Израильского царства, северного, вошли десять колен; его столицей была Самария.
При жизни пророке Илии еврейский народ, населявший Израильское царство, начал отпадать от веры и стал почитать языческих богов.
Но, Господь не бывает поруганным, и во время правления царя Ахава и его жены-язычницы Иезавели, повинуясь Божьей воле, на пророческое служение был призван – Илия Фесвитянин
Родиной святого пророка Божия Илии была страна Галаадская, по ту сторону Иордана[5], пограничная Аравии; город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином
Илия происходил из священнического рода Аарона, — Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога. Он рос и воспитывался среди священнослужителей, с детства приобщался к тайнам Божественного Откровения.
Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве.
Илия был призван к пророческому служению и стал пламенным защитником истинной веры.
Пророческое служение
Поклонение идолу Ваалу (солнцу) привело израильтян к полному нравственному разложению. Святой Илия с омерзением и негодованием смотрел на беснование израильтян – народа-отступника, надругавшегося над дарованным ему Божественным Откровением
Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, призывая того покаяться и обратиться к Истинному Богу. Но царь был неумолим. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И, действительно, по молитве пророка наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода.
Видя страдания людей, Господь по Своему милосердию, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
За свои обличения Илия рисковал в любую минуту быть убитым по приказу Иезавели, которая уничтожила в Израиле всех Божьих пророков. Но, исполненный верой в Господа, он никогда не отступал от своего главного жизненного призвания – вернуть соотечественников к почитанию Истинного Бога.
Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф.
А хищным птицам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.
Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти.
По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. И по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не заканчивались в доме вдовы на протяжении всего голода.
Далее силою своей молитвы великий пророк сотворил и другое чудо. Он воскресил умершего сына этой вдовы.
После трех лет засухи Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил народ израильский и жрецов Ваала.
И, когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».
Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Вала. Они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – огонь не сходил. Тогда пророк Илия соорудив свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пророк обратился к Богу молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе.
По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Видя это, народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». После этого пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. И небо отверзлось и выпал обильный дождь.
Будучи свидетелем этих чудес, царь Ахав осознал свое заблуждение и раскаялся в грехах, но его жена Иезавель не приняла чудес Илии и грозилась убить пророка Божия.
Спасаясь, пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти.
И тогда пророку предстал Ангел Господень. Он укрепил его пищей и велел идти в дальний путь.
Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере.
Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу.
Господь указал пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея.
А за свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице.
В Преображении Господнем Илия явился вместе с пророком Моисеем и предстал перед Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Своими чудесами Илия способствовал восстановлению истинной веры в Бога среди израильского народа и уничтожению идолопоклонства. Этим он подготовлял путь грядущему Спасителю мира.
Усердие в защите истинной веры, безусловное послушание воле Божией, чистота и непорочность жизни, любовь к молитве и созерцанию тайн Божиих — таковы отличительные свойства этого великого пророка. Современники его, видя в нем благодать Божию, называли его человеком Божиим.
Обращение ко Христу Спасителю
В своей повседневной жизни мы раз за разом вязнем в греховной нечистоте, духовном расслаблении, тлетворном маловерии. И образ святого Илии являет нам пример подлинной духовной жизни.
Святой пророк Илия своей жизненной ревностью о славе Божией научает нас всегда помнить о своем призвании — быть истинными последователями Господа нашего Иисуса Христа, строгими исполнителями Его святой воли.
В каждой человеческой душе есть образ Божий. И пока не исчезнет хоть самая малая надежда на покаяние человека, Господь с надеждой ждет его раскаяния. Ждет потому, что и в душе самого отчаянного грешника есть хотя бы крупица сделанного им добра. И вот за это-то малое добро, за этот проблеск света в душах богоотступников Бог терпеливо ждет, что, быть может, придут и они в сознание и оставят свое нечестие.
Бог никого не заставляет насильно веровать в Себя. Он только зовет к Себе. И ни от кого из нас не отнимает Он того дара, которым Он наградил нашу бессмертную душу, — ее свободной воли. И Он ждет, что мы своим сердцем обратимся к Нему
И мы можем приучить себя к исполнению заповедей Божиих. Воспитать в себе такое состояние, при котором жизнь вдали от Бога просто немыслима для нас.
Этим мы сами будем приближаться к той жизни, которую вел пророк Илия.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Слово в день памяти пророка Божия Илии sedmitza.ru
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Слово в день памяти святого пророка Илии sedmitza.ru
Пророк Илия foma.ru
Святой пророк Илия days.pravoslavie.ru
Александр А. Соколовский