Православное учение утверждает, что до тех пор укрепляются государства, пока в них соблюдается послушание законам Божиим, ибо в руке Бога все пути каждого народа земли (Дан. 5, 23). И государство русское ширилось и крепло до тех пор, пока высшим законом для большинства людей его была святая вера. Но к концу времён охлаждается благочестие народов, по слову Евангелия: И по причине беззаконий во многих охладеет любовь.
За грехи народа Бог отнимает у него благочестивых царей, мудрых начальников, храбрых вождей и воинов, попуская господствовать всякой неправде и приводя тем самым человечество к осознанию своего отступления от правых путей. Такой жертвой – для отрезвления России – стал последний её Государь Николая Александрович и его благочестивая семья.
Всероссийский император Николай II родился в 1868 году в день памяти праведного Иова Многострадального, которого он искренне почитал и с судьбой которого оказалась схожа его собственная судьба. Государь был глубоко верующим человеком, пытавшимся все свои дела совершать в духе Православия. Известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвою. В церковные праздники неизменно причащался св. Таин, причем смешивался с народом, приступавшим к Чаше. Но в нецерковных кругах высшего света, чиновничества и образованного общества благочестие царя вызывало только насмешки.
Много потрудился Государь и для славы Церкви. Количество храмов в его царствование увеличилось более чем на 10 тысяч, число монастырей возросло более чем на 250. Особенно заботился царь духовном просвещении народа, и при нем количество церковно-приходских школ в России выросло до 37 тысяч.
Благочестие народа Государь полагал основой своего царства, и Господь прославил последнее русское царствование открытием мощей многих Своих угодников. Тогда были прославлены: свт. Феодосий Черниговский (1896), преп. Серафим Саровский (1903), преп. Евфросиния Полоцкая (1910), свт. Питирим Тамбовский (1914) и другие святые.
Святой царь Николай вступил на престол в 1894 году, когда Россия стремительно развивалась и в промышленном, и в культурном, и в политическом отношениях. Но в это же время в стране нарастало движение антихристианских сил. Торжество его коронации было омрачено катастрофой со многими человеческими жертвами на Ходынском поле, что было воспринято современниками, как дурное предзнаменование. В годы его царствования Россия перенесла две тяжелые войны и длительный период революционных волнений. Царь пытался добиться стабильности в жизни страны, реорганизовав систему власти, но общество ждало не реформ, а изменения всего тысячелетнего государственного строя. Монархия многим казалась изжившей себя. Можно сказать, что народ русский отвернулся от Государя. Так, созданная для выражения народных чаяний Государственная Дума стала, по сути, трибуной для антиправительственной агитации.
Безпримерная в истории волна клеветы обрушилась на царский дом. Государь был человеком высокой нравственности, но везде упорно твердили о его порочности. Он обладал качествами выдающегося правителя: безграничной памятью, исключительной силой ума, разносторонним образованием, сильной, дисциплинированной волей и постоянным сознанием своей ответственности, но враги уверяли, что он безволен, не умён и малообразован. Даже люди, близкие царской семье, в странном ослеплении повторяли эти клеветнические наветы.
Это было поразительное явление: чем полнее и явственнее русские цари воплощали в своей личности идею Святой Руси, тем сильнее обмирщалось русское общество, ведя народ к полному разрыву с Церковью. И последний – святой! – царь оказался в трагическом отчуждении в своей собственной стране, безоглядно предавшейся соблазну устроить жизнь без царя и Бога.
Супругой святого царя Николая стала принцесса Алиса из небольшого немецкого герцогства. Перед замужеством она приняла православие и в св. миропомазании была наречена Александрой. Православная вера настолько глубоко вошла в её существо, что даже в самых простых движениях своего религиозного чувства она поражала окружающих изумительным сходством с простыми русскими женщинами и в земных поклонах, и в прикладывании к образам, и в манере ставить свечи – во всём своём поведении.
Царская семья была образом брака, покоясь на глубокой любви и самоотверженной преданности друг другу. Четыре дочери, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, и сын Алексий, наследник престола, выросли в лоне этой семьи людьми, питающими искреннюю любовь к Богу и безграничную верность России, русскому народу.
В годы Первой мировой войны, когда победа России и её союзников была уже очевидна, ведущие русские политики и военачальники воспользовались трудностями и лишениями военного времени, спровоцированными народными волнениями в Петрограде и отстранили императора Николая II от власти. Государь, видя измену со стороны ближайшего окружения и всего общества, которое требовательно объявляло царскую власть причиной раздора в стране, сознавал крайнюю опасность смуты перед лицом внешнего врага и почёл за благо уступить, надеясь, что новая власть умирит волнения страстей и вновь объединит страну в общем стремлении к недалёкой уже победе.
Однако новые правители России, столь безоглядно рвавшиеся к власти, менее чем за год привели страну к национальной катастрофе, и руководство великой державой в октябре 1917 г. перешло к уже совсем антихристианским силам. Положение царской семьи, которую Временное правительство сочло необходимым держать под арестом, при новой власти неизмеримо ухудшилось. Весной 1918 г. царя и царицу, вместе с детьми и прислугой, большевики перевели из Тобольска в Екатеринбург, где они и были жестоким образом убиты в ночь на 4(17) июля.
Церковное почитание царственных мучеников началось вскоре после их злодейского убийства и продолжалось все годы советского режима, не смотря на жестокое преследование властей. Господь прославил Своих угодников многими чудесами, и безчисленны свидетельства о благодатной помощи по молитвам к царственным страстотерпцам.
В 1934 г. царская семья была канонизирована в лике святых Сербской Православной Церковью (из-за Сербии началась роковая для России война 1914 г., приведшая её к революции). В 1981 г. царственные мученики были прославлены Русской Зарубежной Православной Церковью, а в 2000 г. и Русской Православной Церковью.
В. И. Данчук. Жития святых. Николо – Погост. 2009.