Впервые Господь дал повеление отмечать Пасху задолго до начала нашей эры.
Слово «пасха» ведёт своё начало от названия праздника Песах.
Песах (еврейская Пасха) в иудаизме празднуется в память Исхода из Египта.
Название праздника Песах – «миновал», «прошёл мимо» связано с событием, когда, совершая последнюю из десяти казней египетских, Бог убил в Египте первых по старшинству детей у всех кроме иудеев, жилище которых он различил по условному знаку (крови агнца) и прошёл мимо: «Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота. И над всеми Богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас. …. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши: как установление вечное празднуйте его» (Исх.12:12-30)
Более 2000 лет назад произошло событие, которое стало ключевым в истории всего человечества. Сам Бог стал человеком, Он взошел на крест и воскрес, избавив людей от власти смерти и греха.
Стоит отметить, что Иисус Христос в 33 году нашей эры был казнен именно в день еврейской Пасхи, а на третий день воскрес. Именно поэтому, в христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «…Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».
Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства смерти, знаменованием того, что Сам Сын Божий, через Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12).
Пасха — спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который «умер за грехи наши, по Писанию, и … воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор15.3-4).
Иоанн Креститель, увидев Иисуса Христа, сразу же сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин1.29).
Апостол Павел уверяет: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор5.7).
По словам св. Иоанна Златоуста, «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха — из-за дарования вечной жизни всем людям».
Пасха — это наше спасение, это вечная жизнь и наш дар: «…а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим6.23).
Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Он начался с самого времени воскресения Христова торжеством апостолов, которые и заповедывали праздновать его всем верующим (см. 1 Кор. 5, 8).
Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора, состоявшегося в 325 году эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.
Правила, определяющие время празднования Пасхи, были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая).
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств».
Пасха имеет прямое отношение к каждому человеку на земле как день победы над смертью. Теперь и нищий, и богач, и власть имущий, и грешник, и праведник имеют возможность выбрать путь спасения своей души.
Но, Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней.
Начало этого участия полагается во Святом Крещении. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим6.3-4).
Христос воскрес, чтобы даровать спасение и вечную жизнь верующим в Него. Таков смысл христианской Пасхи.
Пасха— это приглашение к бессмертию! И никто и ничто не может отнять у нас этого бессмертия, этой вечной радости, этой победы Жизни над смертью! «Никтоже да убоится смерти, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — свободи бо нас Спасова смерть»
Христос даровал всем верующим в Него возможность стать Его Телом. Через участие в таинствах Церкви, прежде всего в таинстве Причащения Святых Тела и Крови Господних, человек непосредственно воспринимает обожествленное человеческое естество Христа, становится, по выражению св. Кирилла Иерусалимского, «стелесным» и «скровным» Христу. Приобщение воскресшему Христу через таинство Евхаристии, совершаемое в Его Церкви, дает верующему непоколебимое основание для веры в личное воскресение и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием.
Нам всем Господь Иисус Христос провозгласил истину «. если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин.6:53-54).
Человек, как венец Божьего творения, для которого — и «небо и земля и вся яже в них», по праву может утешаться и разумно наслаждаться чудесным даром жизни. За все благодаря Творца, он радуется тому, что имя его написано на небесах (Лк.10, 20), что он предопределен к вечному торжеству (Еф. 1, 5), в котором «Его же Царствию не будет конца».
В торжестве Пасхи каждый христианин должен обязательно принять участие и разделить со всей Церковью радость Пасхального торжества. К этому призывает нас святитель Иоанн Златоуст в «Огласительном слове», которое читается на пасхальной утрене: «Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»
Материал подготовил Александр А. Соколовский