Вторник, 26 ноября
Shadow

Семь слов Христа на Кресте

Семь слов Христа на Кресте

Виктор Шабловский.

«Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Иоан. 12:27).

Во время страстной седмицы, в день великой пятницы православная церковь вспоминает распятие и страдания нашего Господа Иисуса Христа. Чтобы лучше осознать подвиг Спасителя и те мучения которые Он претерпел мы обращаемся к Священному писанию. Евангелисты сохранили для нас семь слов Господа, которые он произнёс в последние часы Своей земной жизни.

 Находясь на кресте, Христос терпел сильные мучения. Распятие считалось самой страшной казнью, на которую приговаривали злейших преступников. Жертва, пригвожденная к кресту, страдала каждым составом своего тела. Мускулы сводила судорога, тело билось в конвульсиях, руки и ноги были пробиты гвоздями, воспалённые раны вызывали горячку из-за которой наступала мучительная жажда и всё это сопровождалось поношениями и насмешками со стороны зевак.

     Первыми словами, которые произнёс Христос во время страданий, были слова молитвы. Господь молился за своих мучителей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Приводили приговор в действие римские воины. Конечно, они не знали, что распинают Сына Божьего. Но незнание не оправдывает вину. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47-48). Если римские воины, будучи язычниками не имели понятия о Едином Боге и его Единородном Сыне, Который должен спасти мир от рабства греха, то какая причина того, что смерти Иисуса так желали, хорошо наученные священному писанию фарисеи, приговорившие Христа на смерть. Фарисейские сердца ослепила злоба, гордость не позволила им принять Спасителя, как смиренного проповедника, не пытающегося завоевать весь мир для иудеев, чего они так хотели, а пришедшего спасти всех людей от рабства греха и провозвестить, что Бог есть любовь, и научить людей этой любви. Даже несмотря на заповедь «Не убий», у учителей еврейского народа любовь к себе победила голос совести. И они предали невинного.  Но Христос, понимая всю несправедливость суда человеческого не сетует, не унывает, не гневается на нерадивых учеников Божьих, а смиренно просит у Отца Своего милости к ним. «Молитва господа свидетельствует о величии его духа и служит нам примером, что бы и мы не мстили своим врагам, но молились Богу» (Архиепископ Аверкий, Таушев).

    Вторые слова Господа были обращены к благочестивому разбойнику. Этот разбойник был распят по правую сторону от Христа. Он совершил много зла за свою жизнь, растратил свою целостную личность на страсти, но, несмотря на это смог увидеть в Иисусе невиновность. Разбойник смог понять, что рядом с ним милостивый судья и Спаситель для всех тех, кто хочет исправиться. Этот разбойник в отличие от другого не поносил Христа. Он наоборот, вступился в защиту Господа. В ответ на хуления другого разбойника он сказал: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:40-41). И обратился к Иисусу: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). В этих словах можно заметить одно из самых невероятных чудес Божьих – покаяние грешника. И одни из главных добродетелей христианина — искреннюю веру и надежду на милость Божию. Для веры разбойника не понадобилось чудес и знамений, в отличие от фарисеев, которые просил Христа совершить чудо и сойти с креста. За искреннюю веру и  непоколебимую надежду Господь вознаграждает уверовавшего: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Слова благочестивого разбойника стали для нас примером покаяния, а слова Христа являются примером милости и показывают, что никогда не поздно обратится к Господу с покаянием.

     Третьи слова Спасителя, которые Он произнёс с креста  были обращены к его Матери: «Же́но! се, сын Твой» (Ин. 19:26) и любимому ученику Иоанну: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27). Этими словами Господь поручил попечение о Своей Матери любимому ученику Иоанну. А Богородица с тех пор  приняла всех нас, учеников Христовых, под свой молитвенный покров.

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:45-46). Это страдание было самым мучительным для Спасителя, и поэтому Христос исторг из уст вопль. В этом восклицании Христа звучит вся скорбь богооставленности, вся тяжесть безнадёжности, которая может случится с человеком. Понимание, что Тот Который всегда рядом теперь покидает тебя, Тот который был ближе матери и вернее учеников теперь оставляет тебя одного, понимание, что Отца рядом нет — было самое страшное мучение Господа. На самом деле, Отец ни на мгновение не разлучился с Сыном. «Ни на секунду Божественная природа Христа не разлучилась с человечеством. Но Господу нужно было испить всю чашу страданий до дна, чтобы искупить человеческий род от греха. Весь гнев Божий, который, в силу Божественной правды, должен был излиться на грешное человечество, теперь, как бы сосредоточился на одном Христе, и Бог, как бы, оставил его.» (Архиепископ Аверкий, Таушев).

    Испытывая мучения духовные и телесные, Христос воскликнул: «Жажду». Жажда была не только телесная, хотя и телесная тоже, но и желание искупления человеческого рода. Христос жаждал жизни вечной для людей, желал возвести человека с земли на небо, желал исполнения воли Всеблагого Отца.

    Затем Христос воскликнул: «Свершилось». (Ин. 19, 30). Свершилось искупление рода человеческого, свершилось примирение Бога с людьми через смерть безгрешного человека Иисуса Христа. Бессмертному необходимо было вкусить смерть, чтобы уничтожить рукописание грехов всего мира. Это означало, что пришел конец Его земному подвигу и настало время славы. Свершилось искупление, для праведников открылись врата рая. «И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23, 46). «После этих слов разодралась завеса в Иерусалимском Храме. Это символизировало собой прекращение Ветхого Завета и открытие Нового, который отверзал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное». (Архиепископ Аверкий, Таушев).

    Враги Спасителя желали праздновать пасху уже справившись с Христом, и поэтому просили Пилата перебить голени у распятых, для ускорения их смерти. Но воины, видя, Христа уже мёртвым не стали раздроблять кости, а один из них пронзил Спасителя копьём и в этом исполнилось пророчество: «Воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Захария. 12:10).  «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь». (Лк. 23:48).

     Христос претерпел много страданий, поношений и смерть ради нашего спасения. Он на своём примере показал, что нужно молиться за своих врагов, что спасения достойны все. Нельзя зыбывать о своих родителях и, что можно, имея веру и любовь, перенести любые страдания. Во время мучений можно думать не только о себе и своей боли, а и о других. Он показал пример совершенной любви, к которой должен стремиться каждый человек. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15: 12-13).

Виктор Шабловский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *