Семья начинается с детей.
Герцен А.И.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В.А.
В этой статье я хочу остановиться на православном понимании семьи. И здесь нужно отметить, что в основе семьи должна лежать любовь. Апостол Павел – «Мужья, любитесвоихжён,… каксвоитела»(Еф. 5, 25, 28). Игумен Петр (Мещеринов) различает три уровня любви. Первый — душевно-телесное взаиморасположение и притяжение. С этого начинается знакомство будущих супругов. Это чувство через некоторое время может пройти, оно непрочно. Второй уровень — это когда к первому присоединяются моральные душевно-духовные действия, «любовь обогащается понятием ответственности, долга, уважения, жертвенности, — ими поддерживается и укрепляется, раскрывается первоначальное чувство». (1). Третий уровень – любовь духовная, единение супругов во Христе. «Первая любовь — вещь естественная; вторая — плод нравственных человеческих усилий; третья — дар благодати Божией, получаемой в Таинстве как семя и подлежащий духовно-нравственному взращиванию, возделыванию.» (1).
Апостол Павел говорит: «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (1 Кор. 11, 11). Но что мы раньше слышали из уст Христа — «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего или матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26); «враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 36). Казалось бы, возникает противоречие, Но оказывается только на основе любви к Богу возможно создание семьи, как домашней Церкви. Давайте попробуем в этом разобраться. Для начала отметим, что между человеком и Господом не может быть никаких промежуточных звеньев. Душа человека предстоит перед Господом одна и как бы человек не любил жену, детей намного значимее предстояние души человека перед Господом. Поэтому никакого противоречия нет. «В Таинстве брака Господь становится средоточием семьи. Муж через Христа становится единым с женою, и жена через Христа — единой с мужем; ради Него существует семья, как и все в Церкви — ради Него». (1). Только жизнь во Христе создают семью, как домашнею Церковь.
Раз мы говорим о жизни во Христе, то обязательным условием создания Христианской семьи является целомудрие супругов до брака.
Но вот семья создана. И сразу начинают вылазить немощи свойственные людям. Это может быть и эгоизм, и гедонизм (получение от всего удовольствия), безответственность. Очень часто молодые супруги, вступая в брак, думают, что в нем они будут получать только удовольствие, что жизнь в браке не требует ни ответственности, ни труда. Молодые забывают, что в основе должна быть положена жертвенность, терпение, взаимное смирение и самое главное качество – любовь. Все это требует большого труда, сознательности, твердой жизненной позиции ответственности, зрелости – создание семьи является христианским подвигом, вне которого семейную Церковь создать невозможно.
Часто молодые супруги проживают со старшим поколением, и не всегда это сожительство является мирным. Как тут поступить. В этой ситуации конечно в первую очередь нужно найти взаимопонимание. Но бывает ситуация доходит до крайности и супруг, супруга становится перед выбором, кого предпочесть: супруга или родителей. Этих ситуаций желательно избегать, но если вопрос встает решительно, то в Евангелие есть и решительный ответ – «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф 19.5.6). Поэтому молодой семье, если это возможно хоть и затруднительно лучше жить отдельно. Из опыта могу сказать – это служит большему миру в семье.
Теперь поговорим о детях — ведь создание семьи подразумевает рождение детей. Сколько? Чем больше, чем лучше. В многодетных семья — меньше шансов, что дети вырастут эгоистами. Да и семейный климат в таких семьях лучший. В Основах Социальной Концепции РПЦ сказано «…продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом», (2). Но очень часто в современном обществе детей рожать не хотят. Родив — не хотят воспитывать — не хотят жертвовать своим покоем и благополучием. Забывают, что «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс.126.3). В Основах Социальной Концепции РПЦ сказано: «Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, — свидетельствуют о глубоком нездоровье общества». (2) Ограничением на количество детей в Браке может быть согласно Основ Социальной Концепции РПЦ только «ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей». (2).
И здесь мы переходим к такой щекотливой теме, как «планирование семьи» и контрацептивы. Сразу необходимо заметить, все человеческие планы нужно сопровождать оговоркой — «Если угодно будет Господу, и живы будем…» (Иак. 4. 15). Но любой христианин должен ответственно подходить к рождению и воспитанию детей. В жизни бывают разные обстоятельства, когда по каким-либо причинам — медицинским, социально-экономическим складывается ситуация, что рождение детей нежелательно. Да некоторая часть духовенства рекомендует единственно верным в деле ограничения количества детей является полное воздержание супругов. Но не получим ли мы в итоге увеличения количества разводов, распад семей. В Основах Социальной Концепции РПЦ сказано, что Церковь те средства, которые не являются абортивными, не связанными с пресечением уже начавшейся жизни – не относятся к аборту, могут применяться в порядке пастырского снисхождения, если их применение не продиктовано эгоизмом, нежеланием жертвовать своим достатком, покоем и вызвано основательными уважительными причинами. Церковь ни в коей мере не благословляет применение контрацептивов. Церковь только допускает их использование, осознавая не идеальность такого положения вещей с точки зрения Евангелия. Пастырская снисходительность Церкви в вопросах контрацепции направлена только на укрепление и сохранение семьи.
Родились дети, и возникает вопрос их воспитания. Я не буду останавливаться на общих вопросах воспитания – затрону только вопрос церковного воспитания детей. Задача воспитания детей в христианском браке, в семье — воспитать их по образу и подобию Христа. И нужно отметить, что очень часто происходит подмена домашнего церковного воспитания, воспитанием только участием во внешних церковных чинах. И есть опасность, что вследствие того, что ребенок не все может понять, воспринять из-того, что происходит в Церкви (многие взрослые не все понимают) это становится непосильным грузом, который сбрасывается при переходе во взрослую жизнь. И родители удивляются – был маленький, в Церковь ходил, молитвы читал, а сейчас не затащишь. А все потому, что происходит подмена истинного церковного воспитания детей в семье, когда детям в семье дают почувствовать, как важен Христос для взрослых, а дать почувствовать это можно при совместном изучении писания, совместном участии в Причастии, в подготовке и праздновании Церковных праздников — обрядовом посещении Церкви, в которую ходят потому, что так надо.
Нельзя допускать, чтобы посещение Церкви стало обузой. Сколько времени может ребенок с благоволением выстоять в Церкви – столько и нужно. Лучше пять минут с благоволением, чем два часа, которые ребенку покажутся каторгой.
Все мы живем в современном обществе, насквозь пропитанном культом насилия, секса, обмана. В среде подростков развита наркомания, алкоголизм, блуд. Многие заражены компьютерной, дискотечной зависимостью. И важнейшей целью Христианского воспитания является задача, как этому противостоять. Изолироваться, убежать от этого невозможно. Но нужно дать нашим детям противоядие от тлетворного воздействия окружения. И здесь может помочь приобщение детей, подростков к культуре (классической, европейской, отечественной), дать детям, подросткам критерий оценки, что является культурой, что масскультурой.
Некоторые православные, считая, что раз внешняя среда насквозь греховна, нужно изолировать себя от нее – воспитывать детей частыми поездками и жизнью в монастырях, не учить ничему мирскому, готовить к концу света. Это в корне неверно. «Нужно воспитывать детей так, чтобы они были зрелыми, мужественными, самостоятельными людьми; чтобы они могли здраво оценивать тот социум, членами которого так или иначе мы являемся, хотим мы этого или не хотим, — и греху не приобщаться, противостоять ему; а доброе развивать, свидетельствуя о Христе своей добродетельной жизнью».(1).
В заключении хочу сказать, что эта и предыдущая статья ни в коей мере не раскрывает все вопросы Таинства Брака, семьи, православного воспитания.
Источники:
- Игумен Петр (Мещеринов) — Таинство Брака
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
- Протоиерей Николай Балашов – И сотворил бог мужчину и женщину.