«Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу»
(1Кор.11:1)
9 января Церковь празднует память апостола первомученика архидиакона Стефана
Служение Господу Иисусу Христу
Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи.
После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти. Естественно, что среди христиан были люди разные по социаальному и имущественному положению.
Возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных своих представителей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками.
Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. Стефан в числе семи членов её был избран для того, чтобы, как сказано, «пещись о столах», то есть заведовать добыванием хлеба насущного. Но он прекрасно разбирался и в истории, и в Священном Писании, и во всём, что происходило на его глазах.
В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Само имя «Стефан» означает по-гречески «корона». Это было чудное совпадение, ибо он получил корону первомученика и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет.
По выражению церковного историка Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, так как прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
По слову святого евангелиста Луки это был человек «исполненный верой и силой, он совершал великие чудеса и знамения в народе».
По благодати Божией, св. архидиакон Стефан творил много знамений и чудес среди верных, возлагал руки на больных и они становились здоровыми. Он был сильный словом и делом.
Будучи молодым и исполненный Святого Духа, он с усердием проповедовал христианское учение в Иерусалиме и побеждал иудейских законоучителей в спорах, потому что не могли те противостоять его мудрости,
Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона позволяет предположить о том, что именно в слова его речи были расценены как «хульные слова на святое место сие и на закон».
Речь Стефана — самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний — представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля.
Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи, чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт». Эпитет «рукотворенный» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством.
Святого Стефана обвиняли в том, что он говорит хулу на Бога, на Моисея и в неуважении к святому храму. Это было серьезным обвинением по законам того времени, так как для иудеев две вещи были самыми драгоценными– это Храм, где можно было приносить жертвы и это Закон, который никогда не мог быть изменен. Однако Стефан говорит, что время храма проходит, а закон – является только этапом на пути перехода к Евангелию, и что христианство должно распространиться по всему миру. Святой Стефан был первым, кто свидетельствовал, что дар Христов предлагается всему миру независимо от национальностей, а не только иудеям. Эти слова были невыносимы для слушающих, поэтому его схватили и вызвали на суд перед синедрионом и первосвященником. Осознавая, что этот суд ничего не изменит, потому что судьи испытывают вражду и ненависть как к нему самому, так и к христианскому учению, святой Стефан, уповая на Господа, произнес защитительную речь. Он сделал краткий обзор истории еврейского народа от Авраама до Соломона и в заключении смело обличил иудеев в гонениях на пророков и, особенно в казни Мессии, Господа Иисуса Христа, о пришествии которого возвещали пророки. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7: 51-54.
Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика.
Святой мученик во время казни вознес Богу двоякую молитву — о себе и о своих убийцах: «Господи Иисусе, приими дух мой», и вторая: «Господи, не вмени им это во грех». Этими же словами молился и Господь наш Иисус Христос, когда его распяли на Кресте.
После этого святой Стефан радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, было тайно взято и предано погребению. Среди тех, кто одобрял убийство первомученика, был Савл, будущий апостол Павел.
По словам блаженного Августина: «Церковь обязана молитве Стефана тем, что обрела апостола Павла. Разверзаются небеса и изливается благодать на тех, за кого приносится молитва. И Павел никогда не мог забыть, какой дорогой ценой он получил этот дар веры, ценой смерти святого Стефана», который был ему сродником по крови.
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X.
После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны.
Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром.
Исцеляющие мощи
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; 7, 50-52; 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь около 428 года и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры
Свят. Димитрий Ростовский. Жития святых. Декабрь.
Избранные жития святых по изложению Феодосия Черниговского. Декабрь
Свят Григорий Чудотворец, «Похвальное слово в честь первомученника и диакона святаго Стефана»
Александр А. Соколовский
Имя первомученика Стефана является нам нынешним примером стояния за веру Жристову и личного служения Господу. В канун Рождества Иисуса Христа обращение к святому очень правильное действие редакции.
Архидикон Стефан безусловно православный святой. Ибо правславные всегда страдали и страдают за своего Спасителя. Страдая здесь, мы упоавем на вечную блаженную жизнь.
Спасибо за авторство материала.
Зная жизнь изнутри, полагаю, что пример Стефана вряд ли кому сегодня по плечу.
Полагю, что мы сегодняшние христиане более печёмся о своиз житейских благах, нежели о том, как угодить, а тем более пострадать за нашего Иисуса Христа.
А ведь Стефанов сегодня уже не будет. И это страшит.