Никто не может оправдываться тем,
что он будто бы хотел, но не мог,
ибо, бесспорно, не мог потому, что не хотел.
Святитель Иоанн Златоуст.
Самооправдание — помеха на пути ко спасению
Нет такого греха, который не будет прощен, если мы будем в нем каяться. «Сказываю вам, — говорит Господь, — что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15. 7). «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»(Откр 3. 19-20).
При самооправдании не может быть покаяния; а без покаяния не может быть спасения. Истинное покаяние несовместимо с самооправданием.
Когда Бог спросил Адама: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?», то Адам не сказал: «Да, Боже мой, согрешил», но тут же стал оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».
Таким образом, Адам считает, что если бы не было Евы, сотворённой Богом, то и сам Адам не согрешил бы.
Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: «Змей обольстил меня» (см. Быт 3. 11-13) (1).
Т.е. оба попытались оправдаться и были в результате изгнаны из Рая.
Оправдываясь, человек лукавит
У человека существуют два источника греха: плоть и гордыня. А из них произрастают «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин 2. 16).
Преподобный Силуан Афонский высказывает суждение: «Всякий человек во всяком деле многое может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит, что, оправдываясь, не избегает лукавства. Оправдывается человек, во-первых, потому, что не хочет признать себя, хотя бы частично, виновником зла в мире; оправдывается потому, что не сознает себя одаренным богоподобной свободою, а лишь явлением, вещью мира сего, и потому зависимым от него. В таком сознании есть много рабского, и потому оправдываться — рабское дело, а не богосыновнее» (2). Самое же парадоксальное в самооправдании то, что человек, оправдываясь, не приобретает того, что хочет, а теряет, хотя именно этого стремится избежать.
Самооправдание — это страсть, которая проявляется по-разному. Иногда излишним многословием человек пытается защитить себя от каких-нибудь нападок или обвинений. Но с духовных позиций это не даёт никаких результатов.
Отчасти, человек выискивает оправдания для самого себя, для успокоения своей совести. Он может оправдываться и для того, чтобы не уронить своего достоинства в глазах других. Причем, он может это делать, даже не задумываясь, не осознавая, а стало быть, и без какого-либо логического объяснения.
Легко смирить себя перед Богом, намного труднее смириться перед людьми.
Действительно, именно эта способность или неспособность смирить себя перед нашими ближними показывает, насколько правильного пути мы придерживаемся в нашей духовной жизни. В повседневной жизни нужно понуждать себя быть внимательным к тому, как мы себя ведем, какова наша реакция, когда нам выговаривают, когда нам делают что-то неприятное и особенно когда кто-то нечаянно (или умышленно) глубоко ранит наше самолюбие.
«Лукавство совести у страстного человека велико и тонко. В религиозной жизни человек, одержимый страстью, часто выставляет её как искание правды и пользы, и нередко как борьбу за славу Божию. Во имя Христа, предавшего Себя на смерть за врагов, люди иногда готовы стоять даже до крови, только крови не своей, а «брата-врага» (3).
Самооправдание и смирение
Самооправдание и смирение просто несовместимы. Смирение связано с покаянием. Так можем ли мы по-настоящему каяться, не имея смирения?
Если человек смиряет себя, исполняя разнообразные послушания, пытаясь от всего сердца служить и быть ниже своего ближнего, тогда Господь помогает ему.
Владыка Варнава (Беляев) наказывал: «Я ничего не требую от вас: ни воздержания от пищи, ни сна на голом полу, ни многих и долгих молитв, только попрекайте себя за все и всегда. Вот мой вам совет и мое сердечное пожелание… Нужно всегда и во всем считать себя виноватыми, даже если тебя обвинили несправедливо. Ты должен осознать, что Господь наслал это на тебя за какой-то грех, сотворенный, может быть, много лет назад. Необходимо всегда упрекать себя, смирять себя до такой степени, чтобы вне зависимости от нанесенной тебе обиды, ты всегда мог бы произнести: «Прости меня!» Это — кратчайший путь для стяжания благодати, тогда как все другие — очень длинны. И если для этого пути водительство не требуется, то для других оно просто необходимо» (4).
Помимо всего, нам нужно терпение. Настоящее (духовное) терпение дает душе настойчивость в стремлении к молитве, упорство в борьбе со страстями и в стремлении стяжать Евангельские добродетели.
Далее, если кто действительно старается быть терпеливым и обретает, с Божией помощью, упорство, следующий важный шаг, о котором говорят святые отцы, — это мужество. Мужество — это решительность вести духовную жизнь и вести духовную брань, невидимую брань, совершенно особого рода.
Мужество означает решительность следовать за Христом и бороться со всеми помехами на этом пути. Это значит преодолевать все преграды, которые наши страсти и дьявол ставят между нами и Господом. И тогда терпение становится не пассивным чувством (иногда слово «терпение» ассоциируется с «сиди и жди»), но активным действием.
Очень важно не дать раздражению проникнуть в наше сердце, так как человек может воздержаться от слов, но при этом сердце его может быть не в мире.
Почему-то, когда кто-то чувствует себя обиженным, чувствует внутреннюю боль, то падает духом.
Почему?
Потому что внутри рана. Но что именно ранено?
Наша гордость, наше самолюбие, те самые вещи, против которых мы и ведем борьбу.
На самом же деле, мы должны желать этих ран, так как без них нам невозможно получить исцеление. Эти раны — как лекарство, они лечат нас.
Самое главное качество для христианина — это смирение перед Богом и перед ближним как носителем образа Божия. Научиться смиряться перед Богом, перед Его всеблагим Промыслом, который действует в отношении нас, нашей семьи, общества и всего мира, смиряться перед ближним, который есть образ Божий, — это самое главное, к чему должен стремиться человек. Потому что Писание говорит: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет 5. 5). Смирение — путь к Богу. Если мы не возвеличиваемся, а смиряемся перед ближним, то тем самым чтим в нем образ Божий.
О понуждении и ответственности
Известно старческое изречение: «Достигший отсечения своей воли достиг места покоя». Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие» (5).
Близость к нам Царствия Божия, Царства Небесного не означает, что мы не должны каяться, не должны понуждать себя, чтобы обрести его.
Спаситель сказал нам: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф 11. 12) (6).
Если мы откажемся от этого понуждения, то может случиться так, что мы не познаем и не приобретем то, что, казалось бы, уже наше и что в действительности уже внутри нас. И мы по собственной ленивости или унынию останемся вне этого Царствия и будем плакать и скрежетать зубами, но вернуть его уже будет нельзя.
Кто не приобрел, не вкусил хотя бы отчасти блага Царства Небесного на земле, внутри себя, тот едва ли познает и приобретет его в будущей жизни. Тот, кто спасается, — приближается к нему, приобретает его уже сейчас, ощущает его внутри себя. А если этого нет, то из чего же можно понять, что в будущей жизни человек будет иметь эти блага? Ведь он в сей жизни не исполнил того, что сказал Спаситель, и не ощутил того, что должен был ощутить.
Если он не каялся, не понуждал себя, если он не почувствовал, что Царство Небесное приблизилось, значит, он ничего не сделал для приобретения его в вечности.
Покаяться необходимо всем: и тем, у кого тяжкие, великие, очевидные грехи, и тем, которые думают о себе, что у них нет особенных грехов, но которые на самом деле всем своим существом, всеми мыслями, бесчисленными движениями души многократно уклоняются от заповедей евангельских, от велений собственной совести.
Всем необходимо покаяние, всем нужно через изменение своего существа, души, ума, сердца и даже самой плоти приближать к себе Царство Небесное.
Да, в Евангелии сказано, что Царство Небесное уже приблизилось. Но оно может, образно говоря, пройти мимо нас. Оно близко, но мы можем его не ощутить и не познать. Спаситель сказал еще: «…Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17. 21).
Царство Небесное не нужно искать в каких-то внешних проявлениях, в обстоятельствах, благоприятствующих, как нам по наивности кажется, нашему спасению.
Если же человек видит свою вину и осознает, что один лишь он виноват, а не кто-то другой, в том, что он живет не по-евангельски, не приносит такого покаяния, какое приносили угодники Божии, то такой человек, самоукоряя себя, уже способен к искреннему покаянию, исправлению себя и несению полного послушания Господу, где нет места сомнению, нет места совету с «плотью и кровью» или с кем-либо из людей, себе подобных. Есть только самоотвержение, служение Спасителю Господу Иисусу Христу.
О том, что мы будем нести ответственность за свои поступки, учит не только Евангелие, но и сам наш здравый смысл.
Человек состоит из души и тела. Он согрешает и творит добрые дела не только душой, но и телом. Поэтому и ответственность за свои поступки он должен нести и душою, и телом.
И муки, и блаженство будут не только для души, но и для тела.
У людей святых тело самым явным, откровенным образом будет сиять благодатью. Оно станет прекрасно и своим сиянием уподобится солнцу, или луне, или звездам. Сейчас мы говорим в переносном смысле, что у человека светится лицо, когда он счастлив или переживает какое-то радостное молитвенное состояние, но в будущей жизни не только лица людей, но и их тела будут светиться, в самом буквальном смысле слова. И наоборот, лица и тела грешников будут всегда темными и издающими из себя смрад.
Ссылки
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: РБО, 2000.
2. Софроний, иеромонах. Преподобный Силуан Афонский. — Ессекс: Патриарший ставропигиальный монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990. — С. 52.
3. Там же. — С. 86.
4. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. — К.1. — Тверь: «Булат», 1992. — С. 47-85.
5. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. — Москва: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: РБО, 2000.
7. Там же.
Александр А. Соколовский
Не оправдываться, а понять почему? — это и есть православность
А покаиться большинство то и страшиться, и считает что обойдутся.
А всё от самооправдания и безответственности перед Богом
Молодцом! Одобряю подход и изложение!
Понимать, что ответственен сам за всё даёт понимание жизни и важность происходящего и творимого.
Ваше самооправдание сродни самобичеванию, когда имеете и говорите о самооправдании. Плоть и гордость. Бог вечно добр, вечно мудр, вечно милостивен. Хватит Богом называть Иисуса Христа! Иисусу это бы не понравилось. Ну да к теме. Плоть, тело. Неужели ваш Бог до сих пор Бог Моисея? Почему вы не вчитываетесь в слова Иисуса? Иисус возвестил истинного Бога, Бога Любви! И после этого вы считаете, что Бог настолько не добр к нам, своим творениям, что создал нас изначально греховными? Где же его благость? Или вы начнете мне рассказывать сказки, что человек когда-то жил в раю, был воплощен в тело и был безгрешен? А потом бац, съел яблоко и согрешил? Неужели вы не видите аллегорию и верите буквально? Ну да ладно. Бог создал душу, дух человеческий. Он изначально был невежествен и прост. Потом воплотился на Земле и увидел два пути: добро и зло, а так как Бог наградил его свободной волей, то человек решил сам для себя по какому пути ему идти. Тот, кто выбрал добро- тот- молодец, а кто зло тот слаб духом и мал умом, так как не знает какую ответственность взял на себя… Бог облачил наши души в плоть, в тело. Он все устроил так, чтобы оно было жизнеспособно. Тело храм Духа и мы должны заботиться о нем, чтобы быть более-менее здоровыми и дееспособными, для того чтобы жить, а живя — мы угождаем Богу. Жизнь приятна Богу и Он не мог нам дать ее так, чтобы мы автоматически становились греховными. Вспомните о самоубийцах, о том как Бог это осуждает. Бог дал нам жизнь чтобы мы развивались, прогрессировали духом. А так как Он создал нас изначально простыми, то естественно надо ума и опыту набираться, а без ошибок это невозможно! Вот вы говорите, смертный грех. Но любой грех проститься, но после того, как душа в духовном, небесонм мире или опять на Земле искупит свои ошибки. Мы грешим, когда у нас гордыня или эгоизм, но и это не навсегда. Все улучшается, у Бога лишь прогресс, поэтому вчерашние гордецы и эгоисты сегодня(в новом воплощении) могут исправиться. В разных случаях- разное самооправдание. Когда-то это действительно помеха покаянию, а когда-то это попытка разобраться в себе. Думайте не догмой, мертвой буквой, но духом живым, который есть в вас, существо которого и есть — вы!