В ходе Епархиального собрания Минской епархии в президиум поступили вопросы от духовенства, в большинстве касавшиеся пастырской практики, особенно совершения Таинств и треб.
По благословению Патриаршего Экзарха на вопросы ответил заместитель Председателя Собрания — викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин.
Вопрос: Сегодня многие обращаются с просьбой обвенчаться второй раз. Если уже имеется епархиальный документ, свидетельствующий о снятии благословения с первого союза, необходимо ли еще получать специальное благословение на второй брак?
Ответ: Да, такое благословение от архиерея на вступление во второй и третий церковный брак необходимо.
Если к вам в приход обратился человек, желающий вступить во второй церковный брак, вы обязаны направить его на собеседование в Епархиальное управление для получения архиерейского благословения.
Надо заметить, что на второй брак Церковь смотрит неодобрительно. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака (ср. Мф. 19: 6 и 9). Она допускает его лишь только в качестве снисхождения к человеческим слабостям. Вообще, второй брак долгое время не получал церковного благословения. Согласно 4-му правилу святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, второбрачных отлучали от Святого Причастия на год, а некоторые и на два. Сейчас же Церковь стала допускать благословение второго и даже третьего брака.
По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) церковный брак. Если же один из них вступает в церковный брак впервые, совершается венчание по обычному чину.
Необходимо также сказать о третьем браке. Церковь смотрит на него лишь как на принимаемое послабление, лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения.
Четвертый брак, с точки зрения Церкви, недопустим.
Вопрос: Можно ли венчать пару, в которой один из супругов —нехристианин, например, мусульманин?
Ответ: Нет, нельзя. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, «одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве» (X, 2). Руководством здесь является 72 канон VI Вселенского Собора.
Начиная с 1721 года Русская Православная Церковь находит возможным совершение браков православных христиан с членами Древних Восточных Церквей (монофизиты и несториане), римо-католиками и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при обязательном условии благословения брака в Православной Церкви и крещения и воспитания детей в Православной вере (X, 2). Для заключения брака между православным и христианином иной конфессии обе стороны должны подать прошение на имя правящего архиерея с письменным обязательством крестить и воспитывать своих детей в Православной вере. Только после положительной резолюции священник получает право совершить венчание такой пары. Прошу обратить внимание пастырей на особое попечение о таких семьях.
Вопрос: Вышел Закон Республики Беларусь о вспомогательных репродуктивных технологиях, где регламентируется искусственное оплодотворение и легализуется суррогатное материнство. Как к нему относиться?
Ответ: Свое отношение к таким проблемам, как вопрос о вспомогательных репродуктивных технологиях, наша Церковь определила на Архиерейском Соборе в 2000 году, который принял Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе, в частности, говорится, что «к допустимым средствам медицинской помощи (при бесплодии) может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». Однако далее говорится, что использование подобных технологий должно исключать не только всякое донорство, но и всякое умышленное уничтожение зародышей — как уже во чреве женщины, так и вне его. Эмбрион — это человек на определенной стадии своего развития, поэтому и наше отношение к эмбриону должно быть соответствующим: как к человеку!
Православный взгляд на материнство и святость человеческого тела не совместим с таким понятием, как «суррогатное материнство». Суррогатное материнство не должно быть допускаемо в принципе! К сожалению, мы видим, что новый закон значительно шире трактует пределы допустимого, и поэтому наш долг в сложившейся ситуации — призвать к бдительности своих пасомых.
Вопрос: Ваше Высокопреосвященство! В настоящее время все более становится распространенной практика кремации умерших. Можно или нельзя отказывать в церковном погребении человека, тело которого было или будет кремировано?
Ответ: Христиане в своем отношении к телу умершего выражают свою веру в то, что тело человека есть храм Духа Святого, который со смертью человека не исчезает навсегда, но будет восстановлен из праха к тому моменту, когда Господь придет судить живых и мертвых. У христиан есть своя традиция благочестивого отношения к телу умершего, предполагающая захоронение его в землю. Наши условия позволяют сохранять эту традицию: земли пока хватает на всех, и эпидемий, которые делали бы кремацию трупов необходимой, — слава Богу! — также не наблюдается. У нас предают огню только мусор, сжигают ненужное. В этом смысле кремация — насильственное разрушение тела и самочинная попытка его уничтожить.
Несмотря на то, что ни вид смерти, ни образ превращения тела в прах никак не влияет на возможность в последний день воскреснуть, кремация без крайней на то необходимости должна быть признана грехом — либо самого покойного, если сам он завещал так распорядиться с его телом, либо родственников, если они сами так неблагочестиво отнеслись к телу своего близкого. Это особая тема для проповеди и нравоучительных бесед. Тем не менее, священник не должен отказывать родственникам, обратившимся к нему с просьбой совершить чин погребения над телом усопшего перед кремацией, если кремацию невозможно отменить, или заочного погребения усопшего, если его тело уже было кремировано.
Вопрос: Кто не может быть восприемником при крещении?
Ответ: По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению… и не бывшие у исповеди и Святого Причастия 5-10 лет по нерадению», т.к. они «не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».
На сегодняшний момент, кроме упомянутых категорий людей, восприемниками не могут быть также следующие лица:
1. Монахи и монахини (позволение возможно в исключительных случаях — только по благословению архиерея).
2. Родители для собственных детей.
3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.
4. Неверующие.
5. Некрещеные.
6. Малолетние (лица, не достигшие 14-летнего возраста).
7. Душевнобольные люди.
8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
В самых крайних случаях допускается крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом.
Вопрос: Допускается ли при крещении заочное восприемничество?
Ответ: Нет. В случае просьб об этом не следует поступаться церковным правилом в угоду суетности. Можно сделать уступку для лица, присутствие которого необязательно, т.е. восприемнику противоположного пола.
Вопрос: Может ли при совершении Таинства Крещения быть восприемником одно лицо, но противоположное полу крещаемого?
Ответ: Нет. При крещении обязательно должен быть восприемник одного пола с крещаемым, т.е. при крещении мальчика — лицо мужского пола, достигшее 14 лет, а при крещении девочки — лицо женского пола, также не моложе 14 лет.
Вопрос: Допускается ли при крещении, чтобы один из восприемников был римско-католического или протестантского вероисповедания, когда отец или мать крещаемого принадлежат к разным христианским конфессиям?
Ответ: В исключительных случаях — да. Это допущение необходимо рассматривать на правах икономии, как явление местного обычая, допускаемое только высшей церковной властью. Хотя в идеале надо стремиться к тому, чтобы оба восприемника были православного исповедания. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, не предусматривают, т.к. восприемник (восприемница) «представляет собой лицо крещаемого и за него обеты Богу творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и Закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80). Однако в особых случаях, когда священник, хорошо знающий семью, услышит просьбу инославного родителя, согласившегося с тем, что его ребенок будет крещен и воспитан в Православной Церкви, о том, чтобы один из восприемников присутствовал кто-либо из его родственников также инославного исповедания, он может исполнить его просьбу. В этом случае должно быть строго выполнено каноническое требование о том, чтобы при крещении младенца женского пола была православная восприемница, а при крещении младенца мужского пола был православный восприемник.
Вопрос: Существуют какие-либо минимальные требования при проведении оглашения перед Таинством Крещения?
Ответ: Они содержатся в документе, принятом на последнем заседании Священного Синода 27 декабря 2011 года — «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Там сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения, а также лица, готовящиеся стать восприемниками. Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:
— Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
— После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
В случае совершения крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после крещения при первой возможности.
При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии» (II, 1).
Вопрос: Существуют какие-либо требования по оглашению к лицам, вступающим в церковный брак?
Ответ: Священноначалием предписано обязательно проводить огласительную беседу с брачующимися, в которой рекомендовать неопустительно участвовать вступающим в христианский брак в Таинствах Покаяния и Евхаристии перед венчанием.
В документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», принятом Священным Синодом в конце 2011 года, в разделе «Духовное просвещение крещеных людей» (II, 2) также говорится о необходимости подготовки верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей. Дословно там сказано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении».
В контексте ответа на данный вопрос хотелось бы призвать клир нашей епархии посещать официальные сайты, такие как Patriarchia.ru или же Church.by. Все церковные документы размещаются там для нас с вами.
Также выражаем надежду, что наш епархиальный отдел образования и катехизации будет в наступившем году более активным. Его члены сами внимательно ознакомятся с документами и затем проведут необходимые встречи с отцами благочинными и ответственными в их благочиниях за катехизацию. Те, в свою очередь, доведут требования об оглашении до каждого клирика.
Вопрос: Приходиться сталкиваться с тем, что некоторые священники оставляют свои визитные карточки в агентствах ритуальных услуг и моргах с предложениями «грамотно и качественно» совершить обряд погребения. Насколько правомерно священнику предлагать совершение Таинств и треб подобным образом, не превращается ли это в профанацию священнодействия? Если да, то как пресекать подобные явления?
Ответ: Подобная практика заслуживает бескомпромиссного порицания! Человек, переживший горе смерти близкого, обращаясь в похоронное агенство и обретая там визитку священника с предложением оказания погребальных услуг, перестаёт воспринимать погребение и заупокойную молитву как священнодействие. Храм — вот подлинное место встречи человека и Господа. Только здесь должны разрешаться подобные просьбы, при личной встрече со священником. Сраженный горем человек приходит в храм, здесь он молится, находит утешение в постигшей его трагедии, подает записку об упокоении, слышит утешительные слова священника. Все остальные манипуляции с частными объявлениями, визитками и другой рекламой в погребальных конторах для Церкви абсолютно не допустимы. На ближайшем заседании суда Минской епархии будут рассматриваться все поступившие обращения относительно этой проблемы.