Суббота, 21 декабря
Shadow

Епископ Борисовский Вениамин ответил на вопросы поступившие в ходе работы Епархиального собрания Минской епархии

В ходе Епархиального собрания Минской епархии в президиум поступили вопросы от духовенства, в большинстве касавшиеся пастырской практики, особенно совершения Таинств и треб.
По благословению Патриаршего Экзарха на вопросы ответил заместитель Председателя Собрания — викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин.

Вопрос: Сегодня многие обращаются с просьбой обвенчаться второй раз. Если уже имеется епархиальный документ, свидетельствующий о снятии благословения с первого союза, необходимо ли еще получать специальное благословение на второй брак?

Ответ: Да, такое благословение от архиерея на вступление во второй и третий церковный брак необходимо.

Если к вам в приход обратился человек, желающий вступить во второй церковный брак, вы обязаны направить его на собеседование в Епархиальное управление для получения архиерейского благословения.

Надо заметить, что на второй брак Церковь смотрит неодобрительно. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака (ср. Мф. 19: 6 и 9). Она допускает его лишь только в качестве снисхождения к человеческим слабостям. Вообще, второй брак долгое время не получал церковного благословения. Согласно 4-му правилу святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, второбрачных отлучали от Святого Причастия на год, а некоторые и на два. Сейчас же Церковь стала допускать благословение второго и даже третьего брака.

По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) церковный брак. Если же один из них вступает в церковный брак впервые, совершается венчание по обычному чину.

Необходимо также сказать о третьем браке. Церковь смотрит на него лишь как на принимаемое послабление, лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения.

Четвертый брак, с точки зрения Церкви, недопустим.

Вопрос: Можно ли венчать пару, в которой один из супругов —нехристианин, например, мусульманин?

Ответ: Нет, нельзя. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, «одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве» (X, 2). Руководством здесь является 72 канон VI Вселенского Собора.

Начиная с 1721 года Русская Православная Церковь находит возможным совершение браков православных христиан с членами Древних Восточных Церквей (монофизиты и несториане), римо-католиками и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при обязательном условии благословения брака в Православной Церкви и крещения и воспитания детей в Православной вере (X, 2). Для заключения брака между православным и христианином иной конфессии обе стороны должны подать прошение на имя правящего архиерея с письменным обязательством крестить и воспитывать своих детей в Православной вере. Только после положительной резолюции священник получает право совершить венчание такой пары. Прошу обратить внимание пастырей на особое попечение о таких семьях.

Вопрос: Вышел Закон Республики Беларусь о вспомогательных репродуктивных технологиях, где регламентируется искусственное оплодотворение и легализуется суррогатное материнство. Как к нему относиться?

Ответ: Свое отношение к таким проблемам, как вопрос о вспомогательных репродуктивных технологиях, наша Церковь определила на Архиерейском Соборе в 2000 году, который принял Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе, в частности, говорится, что «к допустимым средствам медицинской помощи (при бесплодии) может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». Однако далее говорится, что использование подобных технологий должно исключать не только всякое донорство, но и всякое умышленное уничтожение зародышей — как уже во чреве женщины, так и вне его. Эмбрион — это человек на определенной стадии своего развития, поэтому и наше отношение к эмбриону должно быть соответствующим: как к человеку!

Православный взгляд на материнство и святость человеческого тела не совместим с таким понятием, как «суррогатное материнство». Суррогатное материнство не должно быть допускаемо в принципе! К сожалению, мы видим, что новый закон значительно шире трактует пределы допустимого, и поэтому наш долг в сложившейся ситуации — призвать к бдительности своих пасомых.

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство! В настоящее время все более становится распространенной практика кремации умерших. Можно или нельзя отказывать в церковном погребении человека, тело которого было или будет кремировано?

Ответ: Христиане в своем отношении к телу умершего выражают свою веру в то, что тело человека есть храм Духа Святого, который со смертью человека не исчезает навсегда, но будет восстановлен из праха к тому моменту, когда Господь придет судить живых и мертвых. У христиан есть своя традиция благочестивого отношения к телу умершего, предполагающая захоронение его в землю. Наши условия позволяют сохранять эту традицию: земли пока хватает на всех, и эпидемий, которые делали бы кремацию трупов необходимой, — слава Богу! — также не наблюдается. У нас предают огню только мусор, сжигают ненужное. В этом смысле кремация — насильственное разрушение тела и самочинная попытка его уничтожить.

Несмотря на то, что ни вид смерти, ни образ превращения тела в прах никак не влияет на возможность в последний день воскреснуть, кремация без крайней на то необходимости должна быть признана грехом — либо самого покойного, если сам он завещал так распорядиться с его телом, либо родственников, если они сами так неблагочестиво отнеслись к телу своего близкого. Это особая тема для проповеди и нравоучительных бесед. Тем не менее, священник не должен отказывать родственникам, обратившимся к нему с просьбой совершить чин погребения над телом усопшего перед кремацией, если кремацию невозможно отменить, или заочного погребения усопшего, если его тело уже было кремировано.

Вопрос: Кто не может быть восприемником при крещении?

Ответ: По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению… и не бывшие у исповеди и Святого Причастия 5-10 лет по нерадению», т.к. они «не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».

На сегодняшний момент, кроме упомянутых категорий людей, восприемниками не могут быть также следующие лица:

1. Монахи и монахини (позволение возможно в исключительных случаях — только по благословению архиерея).

2. Родители для собственных детей.

3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

4. Неверующие.

5. Некрещеные.

6. Малолетние (лица, не достигшие 14-летнего возраста).

7. Душевнобольные люди.

8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

В самых крайних случаях допускается крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом.

Вопрос: Допускается ли при крещении заочное восприемничество?

Ответ: Нет. В случае просьб об этом не следует поступаться церковным правилом в угоду суетности. Можно сделать уступку для лица, присутствие которого необязательно, т.е. восприемнику противоположного пола.

Вопрос: Может ли при совершении Таинства Крещения быть восприемником одно лицо, но противоположное полу крещаемого?

Ответ: Нет. При крещении обязательно должен быть восприемник одного пола с крещаемым, т.е. при крещении мальчика — лицо мужского пола, достигшее 14 лет, а при крещении девочки — лицо женского пола, также не моложе 14 лет.

Вопрос: Допускается ли при крещении, чтобы один из восприемников был римско-католического или протестантского вероисповедания, когда отец или мать крещаемого принадлежат к разным христианским конфессиям?

Ответ: В исключительных случаях — да. Это допущение необходимо рассматривать на правах икономии, как явление местного обычая, допускаемое только высшей церковной властью. Хотя в идеале надо стремиться к тому, чтобы оба восприемника были православного исповедания. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, не предусматривают, т.к. восприемник (восприемница) «представляет собой лицо крещаемого и за него обеты Богу творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и Закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80). Однако в особых случаях, когда священник, хорошо знающий семью, услышит просьбу инославного родителя, согласившегося с тем, что его ребенок будет крещен и воспитан в Православной Церкви, о том, чтобы один из восприемников присутствовал кто-либо из его родственников также инославного исповедания, он может исполнить его просьбу. В этом случае должно быть строго выполнено каноническое требование о том, чтобы при крещении младенца женского пола была православная восприемница, а при крещении младенца мужского пола был православный восприемник.

Вопрос: Существуют какие-либо минимальные требования при проведении оглашения перед Таинством Крещения?

Ответ: Они содержатся в документе, принятом на последнем заседании Священного Синода 27 декабря 2011 года — «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Там сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения, а также лица, готовящиеся стать восприемниками. Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.

При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:

— Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.

— После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.

В случае совершения крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после крещения при первой возможности.

При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии» (II, 1).

Вопрос: Существуют какие-либо требования по оглашению к лицам, вступающим в церковный брак?

Ответ: Священноначалием предписано обязательно проводить огласительную беседу с брачующимися, в которой рекомендовать неопустительно участвовать вступающим в христианский брак в Таинствах Покаяния и Евхаристии перед венчанием.

В документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», принятом Священным Синодом в конце 2011 года, в разделе «Духовное просвещение крещеных людей» (II, 2) также говорится о необходимости подготовки верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей. Дословно там сказано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении».

В контексте ответа на данный вопрос хотелось бы призвать клир нашей епархии посещать официальные сайты, такие как Patriarchia.ru или же Church.by. Все церковные документы размещаются там для нас с вами.

Также выражаем надежду, что наш епархиальный отдел образования и катехизации будет в наступившем году более активным. Его члены сами внимательно ознакомятся с документами и затем проведут необходимые встречи с отцами благочинными и ответственными в их благочиниях за катехизацию. Те, в свою очередь, доведут требования об оглашении до каждого клирика.

Вопрос: Приходиться сталкиваться с тем, что некоторые священники оставляют свои визитные карточки в агентствах ритуальных услуг и моргах с предложениями «грамотно и качественно» совершить обряд погребения. Насколько правомерно священнику предлагать совершение Таинств и треб подобным образом, не превращается ли это в профанацию священнодействия? Если да, то как пресекать подобные явления?

Ответ: Подобная практика заслуживает бескомпромиссного порицания! Человек, переживший горе смерти близкого, обращаясь в похоронное агенство и обретая там визитку священника с предложением оказания погребальных услуг, перестаёт воспринимать погребение и заупокойную молитву как священнодействие. Храм — вот подлинное место встречи человека и Господа. Только здесь должны разрешаться подобные просьбы, при личной встрече со священником. Сраженный горем человек приходит в храм, здесь он молится, находит утешение в постигшей его трагедии, подает записку об упокоении, слышит утешительные слова священника. Все остальные манипуляции с частными объявлениями, визитками и другой рекламой в погребальных конторах для Церкви абсолютно не допустимы. На ближайшем заседании суда Минской епархии будут рассматриваться все поступившие обращения относительно этой проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *