«Не следуй за большинством на зло,
и не решай тяжбы,
отступая по большинству от правды»
(Исх 23. 2).
«Избегай, душа моя, воспламенения греха, избегай пламени всякого безрассудного стремления» (преподобный Андрей Критский).
«Отчего люди грешат?» — задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние, или леность, забвение и неведение, —которыми связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей».
Грех — извращение природы Творца
Бог наделил человека полной свободой в отношениях с Собой. Но, увы, люди очень часто используют свою свободу вопреки своему благу и строят себе многочисленные препятствия для близкого единения Творца со своим творением. И таким препятствием является грех, под которым в самом общем смысле подразумевается непослушание Богу. Грех — извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом.
Апостол Иоанн учит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин 3. 8).
По словам преп. Иоанна Дамаскина, «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)».
Сущность греха заключается в том, что человек, обладая свободной волей, нарушает волю Божью. Таким образом, грех есть преступление против воли Бога, противление Богу, разрыв союза человека с Богом, отступление от Бога, измена Богу в любви и вере.
Блаж. Феофилакт Болгарский утверждает: «Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе».
Само понятие «грех» — это перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает «промах» или «непопадание в цель». Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.
Как пояснял священномученик Ириней Лионский, «болезнь и смерть суть не беззаконные кары, наложенные Богом на виновного человека, но логическое следствие, органично вытекающее из греха».
«Не плоть, но дух растлился в наши дни», — писал Федор Иванович Тютчев.
Обремененная грехами душа, больная совесть, жизнь не по заповедям Божиим, а по собственной грешной воле или под чужую диктовку, часто заведомо порочную, стремящуюся извратить, поработить сознание человека, вызывают повреждение души и её болезнь. Поврежден дух — страдает и болеет душа. Болеет душа — выходит из повиновения и заболевает тело.
По слову свт. Феофана Затворника, «человек согрешил тем, что перенес центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя».
По слову св. Симеона Нового Богослова, «впадая в грех, человек умер для Бога и стал жить своим естеством».
Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Нечистая жизнь препятствует познанию высоких истин, не позволяя разуму проявлять свои высшие способности».
Развитие греха
Корень, сущность, основа греха — в себялюбии, в любви к себе большей, чем к Богу. Поэтому и развитие греха состоит, главным образом, в наибольшем утверждении и укоренении человеческого своеволия, предпочтении закону Божьему личных стремлений, душевных и телесных, которые, в таком случае, чем далее, тем более приобретают господство над духовными.
Св. Никита Стифат, говоря о разнице между грехом и страстью, пишет: «Страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается. Так, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие суть пагубные страсти душевные, а блуд, лихоимство и неправда суть греховные деяния».
Зарождение греха бывает от греховной мысли, помысла или представления, появления в душе греховного ощущения.
Искушаемость сама по себе еще не составляет греха. Можно быть искушаемым и не согрешить. Другое дело, если мы сами добровольно чрез нечистые мечты или осознанно вызываем греховный образ, греховную мысль, — тут уже присутствует наша личная вина.
Человеку самому предоставляется побороть искушение или по собственному выбору воли поддаться ему. Поэтому ап. Иаков и говорит, что грех рождается, когда «похоть», т.е. сильное влечение к греху, «зачнет» (см. Иак 1. 14-15). Зачинает же похоть от воображения. Когда пробуждается похоть, то сейчас же приходит в движение воображение.
А воображение создает соответствующий греховному влечению образ, имеющий притягательную силу.
Если помысел пресечь вначале, не останавливаясь на нем вниманием, то грех пресечётся в его зарождении.
В противном случае, вследствие нашего внимания к предмету греха, он начинает нам нравиться, мы начинаем хранить его в мыслях, наслаждаемся им в сердечном чувстве.
Как говорит епископ Феофан, «услаждение греховными предметами есть уже прямо (внутренний) грех, (ср. Мф 15. 18), ибо если сердце наше должно быть предано Богу, то всякое его сочетание с греховными помыслами и желаниями есть нарушение верности Богу, измена Ему, разрыв союза с Ним, духовное прелюбодеяние».
А уж от услаждения до желания — один шаг. Желание, или искание, греховного предмета, которым услаждается сердце, рождается в душе одновременно с согласием на грех.
Желание и согласие, если они не пресечены, превращаются в решимость. У решившегося уже все предусмотрено и учтено, осталось только совершение самого дела.
Когда же, наконец, и это будет совершено, тогда является самое греховное дело. Это уже полный грех и, по словам епископа Феофана, «плод развращения, зачатого внутри и родившего беззаконие вовне».
Относительно греховности отдельных моментов развития греха епископ Феофан указывает: «Уже и тот, кто возжелал или внутренне изрек согласие на дело, в нравственном смысле совершил грех пред Богом, видящим тайная сердец. Кто зачал похоть — родил грех (см. Иак 1. 15), и пожелавший при воззрении на жену уже любодействовал с нею (в сердце), — говорит Господь (см. Мф 5. 28). Однако же решившийся грешнее его по большему напряжению сил на грех, по большему объему внутреннего отрешения, по большему упорству и развращению воли. От решимости до дела одна черта».
По словам еп. Феофана Затворника, «хотя в желании и решимости есть уже грех, однако ж из этого не должно заключать, что самому грешному делу нечего прибавить к их греховности и оно грешно не более их. Решившийся еще может или имеет время отказаться от дела и, следовательно, однажды воспротивившись закону, оказать ему покорность в другой раз, когда он в совести предъявит требования; между тем, сделавший дело попирает закон и внутренне, и внешне. Совершающий дело во все продолжение его борется с совестью, которая не престает вразумлять его, следовательно (противясь и попирая совесть), более развращает себя и расстраивает свою нравственную природу».
Грех в мыслях, если не воспротивиться ему, равносилен греху в действиях.
Отец Сергий Четвериков говорит о том, что мысленный грех даже хуже сделанного, ибо, в отличие от поступка, он не ограничен в мыслях.
О борьбе и победе над страстью
Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к духовному усилию и потому не имеют результата.
По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк 11. 24-26).
Преп. Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью требуется мужество: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь».
Каждое искушение, всякая скверная мысль, всякое греховное чувство происходят от внушения злых духов. Поборов искушение, мы посрамляем злых духов, с которыми надо неослабно бороться. Наше оружие — слово Божие, вера, молитва, крестное знамение (см. Еф 6. 11-17).
Свт. Феофан Затворник пишет: «Меряйте себя не подвигами, а замиранием страстей. Замрет какая — это шаг вперед».
Путь к освобождению от грехов — только один: искреннее покаяние и решимость исправиться.
И чем раньше, тем лучше.
Ибо нет греха, побеждающего милосердие Божие. Прощение грехов дается не по нашим заслугам, а по милости человеколюбивого Бога, всегда готового прощать, как только кто обратится к Нему с раскаянием.
Наше покаяние состоит в том, чтобы не только раскаяться в грехе, но и не повторять его.
По словам свт. Феофана Затворника, «грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, — и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» составляют основу чувств текущего путем спасения».
Надо, подобно апостолу Петру (который, слыша петуха, рыдал), и будучи прощенным, не забывать прежнего греха и не впадать в него снова.
И в то же время, чтобы возвратиться на путь добродетели, надо быть деятельным, а не мучить себя только бесплодными укорами и слезами. Мы должны помнить свое содеянное греховное дело, жалеть об этом и всячески стараться загладить его, а не увеличивать вины своим малодушием.
Мы почти ежедневно умерщвляем свою душу и лишаем себя дара прощения и исцеления. Когда мы предаем любовь к Богу, оставляем, как говорит Иоанн Богослов, первую любовь и заменяем ее ложной любовью к миру, который есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин 2. 16), мы исторгаем из своей жизни Божью любовь, и она, не нарушая нашу волю, уходит от нас.
По слову Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в современном мире, отказывающемся от Бога, исчезает понятие греха, а любая истина становится относительной, поэтому сегодня человечество стоит перед важнейшим нравственным выбором, который никогда в прошлом не стоял так остро: «Мир сегодня потерял понятие греха. Не существует больше понятия греха, есть понятие, которое называется «модель поведения», «альтернативная модель поведения». Вы так себя ведете — и это ваша «правда», а я так себя веду — это моя «правда», а абсолютной правды нет. А почему это произошло? Потому что люди отказались от Бога».
Для того чтобы бороться с грехами, нужно помнить, что есть пределы греху. Есть грех, который прощается. Но есть грехи, которые Бог не прощает. Таким грехом является хула на Духа Святого (см. Мф 12. 31). Когда мы в своем лицемерии, в своем двоедушии, в своем внутреннем раздвоении, еще сохраняя где-то остатки веры, одновременно в силу разного рода обстоятельств — из-за трусости, малодушия, лицемерия, желания сделать карьеру — становимся противниками Богу, тогда преступается черта. Чтобы это не произошло, наша внутренняя духовная жизнь должна быть под строгим контролем, чтобы хранить внутреннюю бдительность и уметь наблюдать за самими собой, вырабатывая навыки реального благочестия.
«Без Бога нет абсолютной правды. Если Бога нет, то любая правда относительна, а если правда относительна, то смешиваются понятия добра и зла. А это та почва, на которой только и может прийти антихрист» (Святейший Патриарх Кирилл).
Наш ум должен следить не только за помыслами, которые приходят, но и за целями, с которыми мы обращаемся к Богу и следуем Ему. Может получиться, что мы обращаясь, в итоге останемся ни с чем, если цель наша будет не благой.
А целью всех человеческих добрых дел должна быть «слава Божия».
Ибо слышны слова апостола Павла: «…едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор 10. 31).
Грех: azbyka.ru/dictionary/04/greh.shtml.
Грех: verapravoslavnaya.ru/?Greh.
Преподобного отца нашего Исаака Сирина слова подвижнические. — Лепта, 2010.
Свт. Феофан Затворник. Грехи и страсти и борьба с ними. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
Иером. Иов (Гумеров). Какие грехи являются смертными и как их можно искупить: http://www.pravoslavie.ru.
Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры.
Патриарх Кирилл. В современном мире, отказывающемся от Бога, исчезает понятие греха: http://www.patriarchia.ru/db/text/3026946.html
Александр А. Соколовский
От жаления себя ничтожных и грешим. А жалеть надо только о том, что прародители наши ослушались Бога!
Безусловно, что без Бога человек ничто!
Как часто греховная суть скрывается за показной праведностью
Очень важно дать людям ориентир духовного здоровья. Спасибо вам!
Больное тело можно подлечить, но возможно ли исправить больной дух
Грешишь то не думая, а подумав ужасаешься пустоте
И даже в стараниях своих мы далеко не безгрешны!!
К праведности надо понуждать себя, а грешить не требуется усилия вовсе