Во времена апостольские миряне и клир находились в самых близких и тесных отношениях. Христианская церковь каждого города представляла собой братство в буквальном смысле: братство, в котором все друг друга знали и друг другу помогали. Поэтому за богослужением мы молимся за патриарха, своего епископа и «братию святаго храма сего». Миряне в древней Церкви имели определённые права и активно участвовали в делах церкви, и не было такой разницы между клиром и мирянами, которую мы наблюдаем сейчас.
Церковные писатели III века стараются донести до верующих мысль, что пастыри и паства едины в единой и нераздельной Церкви. Например, Ориген, учитель Александрийской Церкви, объясняет, что нет такой разграничительной черты, которая отделяла бы пасомого от пастыря и которая поставляла бы первого намного ниже последнего. Обращаясь к епископам своего времени, он говорит: «Грешит против Бога каждый епископ, который исполняет своё служение не как раб с прочими сорабами, т.е. верующими, но как господин их»*. Тертуллиан, пресвитер Карфагенской Церкви, всячески старается подчеркнуть, что нет такой черты, которая разделяла бы мирянина от священника на большое расстояние. Он внушает верующим: «Иисус Христос сделал нас священниками Богу, Отцу Своему»**.
В те времена паства и пастырь жили общими интересами. Клир и миряне составляли одну Христову Церковь, имели одного главу — Христа и действовали согласно между собой. Лица, составляющие клир, были руководителями и пастырями, миряне — руководимыми и пасомыми. Клир был далёк от всяких притязаний на начальственное в обыкновенном смысле отношение к мирянам и вообще проводил своё служение в духе братской любви, равно и миряне были далеки от того, чтобы давать приказания своим руководителям — пастырям. Общение между мирянами и клиром было полное: клир управлял, учил и совершал богослужение, миряне принимали участие в избрании членов клира и управлении церковными делами.
Разрыв между клиром и мирянами, который образовался с течением времени, представляет собой печальное явление последних столетий. Возвышение роли и значения клира происходило в истории за счёт умаления роли и значения мирян. В Католической Церкви это разделение привело в средние века к делению Церкви на учащую и учащуюся. Со временем миряне утратили право выбирать клириков, участвовать в суде над лицами, преступившими закон Церкви, их активность в делах и жизни церкви значительно снизилась.
Сейчас уже трудно найти тот гармоничный союз клира и мирян, который существовал в древней Церкви. Изменилось сознание христиан. Они перестали ощущать своё единство с клиром. Дела церковные стали прерогативой пастырей. Произошло разделение на класс клириков и класс мирян. Народ в церкви перестал ощущать себя активным элементом, он занял место пассивного наблюдателя. Вместо отношений любви и взаимоуважения появились страх и трепет мирян перед своими пастырями и господство пастырей над своей паствой. Пастырь и паства перестали ощущать то внутреннее единение (и, естественно, стремиться к нему), которое отличало отношения между паствой и пастырем в ранние времена христианской Церкви.
*А.П. Лебедев. «Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках».
** Там же.