Сущность праздника
Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается в Русской Православной Церкви 4 декабря (21 ноября по ст. ст.).
В основе праздника лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, во Иерусалимский храм.
Торжество Введения исторически связано с деятельностью св. императора Юстиниана Великого, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой.
Основанием собственно праздника Введения служит церковное предание о том, как родители торжественно ввели в Иерусалимский храм трехлетнюю Марию, будущую Богоматерь.
Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, будучи бездетными, молясь к Богу о помощи, дали обет, что, если у них родится дитя, они посвятят его на служение Богу.
С самого раннего возраста родители внушали Марии, что Она смогла родиться только благодаря усердным молитвам к Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Следовательно, Ее место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господа.
Для того чтобы стать Матерью Сына Божия, Богородица должна была открыть свободно Свое сердце благодати.
Она должна была добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей, добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства и всем сердцем последовать голосу Божию.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели Ее в Иерусалимский храм.
Там встретил Богоотроковицу первосвященник со священниками.
Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария — избранная Богом, поэтому достойна входить в самое священное место, ибо Ей предназначено стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.
В храм вела достаточно высокая лестница в пятнадцать ступеней.
Девочка Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.
И первосвященник Захария ввел Пресвятую Деву в Святое Святых, куда из всех людей только раз в году входил сам первосвященник с очистительной жертвенной кровью.
Все присутствовавшие в храме, естественно, удивились этому действию.
Праведные Иоаким и Анна, оставили дочь в храме, вручив своё Дитя воле Отца Небесного, и возвратились домой.
И храм стал Ее воспитателем и хранителем Ее чистоты и девства.
Пресвятая Дева воспитывалась там до четырнадцатилетнего возраста, считавшегося у древних евреев совершеннолетием.
Там она вместе с другими девочками обучалась Закону Божию и рукоделию; много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.
По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.
Дух Божий и Святые Ангелы охраняли Божественную Деву.
И если в Рождестве Пресвятой Богородицы была уготована плоть, от чистых кровей которой должен был родиться Сын Божий, то со дня Ее введения во храм начинается воспитание и приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей Архангелу: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38).
Вечная значимость события Введения в храм Богородицы
Факт Введения в храм Богородицы — это своего рода символ, предзнаменование, божественный намек на великое грядущее событие Рождества Христова.
Маленькая девочка Мария удостоилась великой чести — войти в ту часть храма, которая именовалась у древних иудеев «Святая Святых».
Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью.
Конечно, формально ввести маленькую девочку в Святое Святых было нарушением закона благочестия древних иудеев, ведь сам Захария — священник, сделавший это, — имел право заходить в эту часть храма только раз в году.
Иерусалимский храм того времени, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета — главной святыни иудеев: она исчезла.
Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете».
Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых — место, где некогда хранился Ковчег Завета, — пребывало пустым.
Размышляя о Введении в храм Марии, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий.
Отцы Церкви так толкуют эти события: то, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории. Оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества.
И вот девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим.
Вхождение Ее во храм — не простое посещение, подобное вхождению прочих людей, а особенное и единственное по своему значению как предуказание на телесное воплощение Бога Слова.
Храм ветхозаветный должен был смениться «Храмом одушевленным» Божества, ветхозаветные пророчества должны были исполниться на Ней.
Рождество Пресвятой Богородицы и введение Ее во храм являются как бы двумя последовательными ступенями к Рождеству Христову.
Живя земную жизнь, нужно ясно осознавать и помнить, что наше спасение, наше искупление воплотившимся Сыном Божиим стало возможно потому, что избранная послужить для этого Пречистая Богородица была введена своими родителями в храм Божий и получила там воспитание. И символично, что в праздничном песнопении Её называют «одушевленным Храмом».
Душа Ее под священными сводами храма сама стала живым Храмом Божества.
Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого.
Своей жизнью Пресвятая Дева учит нас, что верой, смирением, трудом, богомыслием и постоянным памятованием о Боге всякий христианин может, подобно Матери Божией, быть достойным соделаться обителью Господа, храмом Святого Духа.
Александр А. Соколовский
Богомыслие — постоянная надобность православного.
Твои вера и смирение — твоё достояние
Вообще всё верно
Исполнение предназначения — это и труд. и подвиг, и участь
Конечно же — выйти из греховности значит быть свободным ко спасению
Как славно, что у нас есть теперь книги, Net, где можно учиться быть похожими на тех, кто вызывает у всех радость и всеобъемлющую любовь… Спаси Господи всех нас!
Читаю материалы сайта все! Ред коллегия работает классно.