Господь от начала был на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий.
Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения, даровать людям избавление от вечной смерти.
И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо.
По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь, в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
Победив смерть и дав тем самым возможность человеку воскреснуть, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая и тело человека.
Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины.
Вознесение Иисуса Христа — это завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына Божия, завершение Его дела нашего спасения до Его Второго Пришествия.
Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертью всего искупленного человечества и «…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор 15. 20), так вознесение Его на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12. 32).
До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к небу: «Никто не восходил на небо, — говорит апостол, — как только сшедший с небес Сын Человеческий…» (Ин 3. 13).
Cв. Иоанн Златоуст разъясняет :«Иисус Христос вознесся не при помощи кого-то, кто бы вел Его, но Сам шел этим путем. Илия не таким путем восшел, как Христос, он был вознесен посторонней силой, потому что человеческое естество не может идти не свойственным ему путем».
Как Бог Он пришел на эту землю, чтобы принять нашу человеческую природу и, приняв ее, спасти весь человеческий род. И как Бог и Человек Он теперь восходит на небо, чтобы сидеть одесную Бога Отца превыше всех херувимов и серафимов, всех ангелов и архангелов.
Свт. Григорий Богослов говорит: «Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своей божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он вознесся, но по Божеству обладал и небом и землей». Свт. Димитрий Ростовский проповедует: «Прежде никто не мог взойти на небо, хотя он был и праведным… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцов и пророков. Им взошли апостолы, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им!»
Христос вознесся, ушел, чтобы дать людям возможность постигнуть истинную любовь и истинную христианскую жизнь. Свт. Димитрий Ростовский так говорит об этом: «О, как радостна эта причина вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!»
Небо — наша истинная отчизна, куда «предтечею за нас вошел Иисус» (Евр 6. 20).
Земля же не более, как место временного пребывания, где мы являемся странниками и пришельцами. Потому-то апостол Петр и дает наставление христианам: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь» (1Петр 2. 11-12).
Свт. Тихон Задонский указует: «Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христос-Глава на небо — вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. «…Завеса в храме раздралась» в смерти Христовой (Мф 27. 51), и открылся путь и вход в Царство Небесное верным (ср.: Евр 10. 19-20)».
Сам Господь учил о значении Вознесения именно таким образом: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14. 2-3); «…и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12. 26); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12. 32).
Апостол Павел называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр 6. 20). Само слово «предтеча» обозначает того, кто идет впереди и прокладывает дорогу идущим сзади. Таким образом, Своим Вознесением Господь дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.
В Евангелии говорится о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (см.: Ин 6. 62), или как о возвращении к Отцу (Ин 14. 28; 24. 5-16; 20. 17). Но это возвращение туда, где был прежде, возвращение к Отцу, совершается уже с воспринятой Иисусом Христом на вечные времена плотью.
И Вознесение Иисуса Христа на небо открывает и для нас путь к небу, к вечной жизни, выражая победу добра над грехом и смертью. Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас. И как поучает апостол Павел, «…ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 3. 1-2).
Господь, уходя из земного мира, обещал апостолам: «…и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28. 20). Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни.
И в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздухе (см.: 1Фес 4. 17).
Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Ибо своим Вознесением Господь свидетельствует, что всё Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.
Господь вознесся не просто в небо, а в то Царство, которое «внутри нас есть».
Всем нам надлежит вознестись над суетой, над заботами житейскими, переступить через свой человеческий страх о завтрашнем дне.
Господь говорит всем нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33).
Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, была обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.
Как отмечал свт. Григорий Палама, «Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Нам же, по слову митр. Антония Храповицкого, «… надо безропотно нести свой крест, и не только безропотно, но с благодарностью и в терпении. Будем же его нести, будем искать и желать духовного просвещения и будем надеяться твердо, что тогда даст нам Господь услышать, что спасение наше «через немного дней».
Александр А. Соколовский
Нам бы не сбиться с пути и далее. А дни считать не будем