Воскресенье, 24 ноября
Shadow

В Минске состоялась белорусская премьера оратории «Страсти по Матфею»

«Страсти по Матфею»5 апреля 2013 года в большом зале Белорусской государственной филармонии состоялась белорусская премьера оратория митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею».

Для исполнения монументальной оратории Митрополита Илариона на сцену вышли музыканты из шести коллективов: Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, Государственной академической хоровой капеллы им. Г. Ширмы, Государственного камерного хора Республики Беларусь, хора Православного братства Трех виленских мучеников Свято-Петро-Павловского собора Минска, хора храма святого великого князя Александра Невского и хора студентов-инструменталистов «Visson» Белорусской государственной академии музыки. Солисты — Елена Сало, Станислав Трифонов, Юрий Болотько и певица из России Ирина Крикунова. Текст Евангелия читал заслуженный артист Беларуси Андрей Душечкин. Дирижер — народный артист Республики Беларусь Александр Анисимов.

Белорусская премьера «Страстей» прошла при полном аншлаге. В зрительном зале присутствовали Митрополит Волоколамский Иларион, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, управляющий делами Московского Патриархата, Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Бобруйский и Быховский Серафим.

«Страсти по Матфею» — монументальное произведение для солистов хора и оркестра. В основу оратории положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. В произведении чтение фрагментов Евангелия чередуется с музыкальными номерами — речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы.

«Мне хотелось, взяв за основу ту модель церковной службы, которая используется в богослужениях Страстной седмицы, как бы раздвинуть рамки храма и при помощи хора, оркестра, солистов передать глубокие чувства и переживания, которые мы испытываем, — говорит о своем произведении Митрополит Иларион. — Духовная музыка является тем сокровищем, которое Церковь накопила внутри себя. И она этим сокровищем делится не только внутри храма, но и на концертной эстраде».

Интерпретация жанра страстей Митрополита Илариона заключается в молитвенном, эмоциональном, чувственном сопереживании страдающему Иисусу Христу и осмыслении Его крестной смерти. Музыка оратории потрясает своей глубиной, проникновенностью, затрагивающей и наполняющей волнением душу каждого слушателя, независимо от его вероисповедания.

Справка : Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – богослов, патролог, церковный историк, автор монографий, переводов с греческого и сирийского языков, трудов по догматическому богословию и публикаций в СМИ, композитор.

В детские и юношеские годы музыка была одним из главных увлечений Григория Алфеева – будущего Митрополита Илариона. В одном из своих интервью Митрополит Иларион рассказал, что в 20 лет решил отказаться от продолжения учебы в Московской консерватории ради служения Церкви. Принятие монашества кроме отречения от мира включало для него еще и отречение от композиторской деятельности. По словам владыки, дело было не в запрете, а в отсутствии внутренней потребности писать музыку. И только на сороковом году жизни он внезапно вернулся к композиторской деятельности и в течение двух с половиной лет написал несколько крупных музыкальных произведений, среди которых оратория «Страсти по Матфею». Сегодня музыку, написанную Митрополитом Иларионом исполняют ведущие мировые оркестровые и хоровые коллективы.

2 7 5 4 3 6 12 11 10 9 8

Пресс-служба епископа Борисовского Вениамина/ sobor.by

Фото : http://church.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *