Пятница, 26 апреля
Shadow

Святитель Григорий Палама

Палама_27 ноября память святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (1296–1359) —  церковного деятеля и богослова, развившего и оформившего учение Православия о взаимодействии Бога и человека, высшим выражением которого является мистико–аскетическая практика исихазма.

 

Происхождение. Служение

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунcкий родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла там приют при дворе Андроника II Палеолога.

Отец святого Григория был чиновником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего, одарённого, трудолюбивого мальчика.

Император желал, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности. Но Григорий, достигнув 20 летнего возраста, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь, где начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. После кончины своего наставника преподобного Никодима, инок Григорий 8 лет находился под опекой старца Никифора, а после его смерти перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии.

Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. hsucia — покой, молчание), а сами практикующие его назывались исихастами.

За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Святитель Григорий был исихастом и провел большую часть своей жизни в совершенной тишине. В особенности это проявилось во время его пребывания в Вереи (1326-1331), а также во время его жизни в пустыньке преподобного. Саввы, куда Григорий удалился в 1331 году. Он в течение пяти дней из недели пребывал в своей келье, а выходил в субботу и в воскресный день для причащения за Божественной литургией

В 1333 году Григорий был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой Горы.

В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

 

Учение о природе Фаворского света

В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов Православия.

Важнейший период в жизни Григория Паламы связан с его полемикой с мнениями калабрийского монаха Варлаама и монаха Григория Акиндина, обвинивших афонских отшельников в «двубожии».

Споры шли по поводу учения о природе Фаворского света, о возможности видения Фаворского света.

Участники спора были людьми разных духовных ориентаций. Оппоненты афонских монахов в принципе отрицали саму возможность видения вечного Фаворского света.

 Варлаам Калабрийский считал, что нет ничего вечного и несотворенного, кроме Самого Бога; допуская существование Фаворского света как вечного света, приходится означить его Богом, что и есть «двубожие».

Согласно Григорию Паламе Бог есть живая личность и Он действует в пределах истории между людьми, богословие выражает жизнь, в то время как для его противников Бог есть предмет, с которым непосредственно встречается и его исследует человеческий ум, а богословие является методом его исследования и познания.

Отстаивая исихазм, святитель развил учение о различии сущности Бога и Его энергий: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что простота и неделимость Божества при этом не нарушаются и единство сущности остается единством в многообразии энергий.

Григорий Палама учил о необходимости различать трансцендентную сущность Божества (т.е. запредельность Бога, недоступность познанию) и действия Божества, Его нетварные энергии.

Сущность Божества недоступна человеку, и тем не менее, всё и вся участвуют в Боге, и этим участием существуют. Существуют не участием в природе Его, а участием в Его действиях.

Святитель учил о Божественных энергиях, действующих в мире, открывающихся людям, но вместе с тем не являющихся сотворенными, ибо они суть вечные эманации (истечения, распространения) Бога, не изменяющие Его вечной природы.

Они (эманации) связывают имманентный мир (где Бог присутствует и пребывает в созданном Им мире, самораскрывается в откровении и доступен познанию), и трансцендентного Бога (т.е. запредельного, недоступного познанию).

Учение исихастов утверждало возможность реального богообщения, познания непознаваемого Бога, указывало пути выхода человека за пределы его тварной природы.

27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными.

 

Канонизация

Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламистами и варлаамитами не закончились. В результате интриг Патриарх отлучил святителя Григория от Церкви (1344) и подверг заключению, которое продолжалось три года.

В 1347 году при Патриархе Исидоре святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.  А в 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

За три года до кончины Палама вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст.

Святитель Григорий Палама отошёл к Богу 27 ноября 1359 года.

В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю.

 

Человек – Образ Божий

Учение святого Григория имело большое значение для возрождения веры, возможности единения каждого человека с Богом, а также для возрождения интереса к человеку как таковому, как к иконе Бога, которая должна быть выше самой себя, чтобы быть настоящей иконой.

Человек — образ Божий, и он должен быть выше самого себя. Если он лишь равен себе или ниже себя, то это не икона. Часто люди об этом забывают. Им хочется быть равными себе или немножко ниже, чтобы, как бы не выделяться из общей массы, из толпы, из народа, из общих представлений и норм, традиции.

Но это губит человека, гасит в нём Дух Благодати.

Человек должен быть выше самого себя. И в этом тайна учения святого Григория.

Человек должен не просто обрести единство, получив благодать через молитву, через постоянное аскетическое усилие. Он должен действительно возвыситься, живя ещё здесь, на земле, чтобы его духовная жизнь ещё здесь поборола многие человеческие немощи, болезни, человеческую ограниченность.

Известные русские богословы архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, архиепископ Василий (Кривошеин), заново изучив все дошедшие до нас рукописи святителя Григория и свидетельства о нем, вернули святому славу величайшего из Отцов Церкви, яркого богослова и учителя, остающегося исключительно современным по сей день.

 

Минея служебная. Ноябрь. Ч. 1.Изд. Московской Патриархии, 1980, с.435- 437.

Святитель Григорий Палама days.pravoslavie.ru/Life/life2538.htm

Свт Григорий Палама как учитель православной веры. www.palama.ru

Григорий Палама www.bogoslov.ru/persons/2710133/

 

Александр А. Соколовский

7 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *