Понедельник, 26 сентября
Shadow

Память преподобного Иоанна Дамаскина

«Дамаскин – такой песнописец Церкви, которого выше ни прежде, ни после не было в Церкви»

Архиепископ Филарет (Гумилевский)

 

17 декабря — день памяти преподобного Иоанна Дамаскина.

преподобный Иоанн Дамаскин

Происхождение

       Преподобный Иоанн Дамаскин — последний из великих отцов Восточной церкви -родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье.

В то время сарацины завоевали Сирию и причиняли беды христианам: одних убивая, других продавая в рабство.

Родители Ионна были знамениты богатством, древностью рода и благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они были сохранены в безопасности и здравии со всем своим имением.  И Бог даровал им возможность снискать благоволение у сарацин, которые не запрещали родителям святого веровать во Христа и открыто прославлять Его святое Имя.

Его отец, Сергий Мансур, был высокопоставленным чиновником при арабском халифе.  Он заботился, чтобы сын был воспитан в добром учении и научился не какому-либо мирскому искусству, но кротости, смирению, страху Божию и познанию Божественных Писаний.

Иоанн получил качественное образование в греческом духе. По преданию, его соучеником был отрок Косма (впоследствии святой Косма Маюмский), а учителем был пленный инок из Калабрии (тоже по имени Косма).

Иоанн Дамаскин во всей полноте изучил Священное Писание и святоотеческие творения святых: Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других. Кроме этого, он изучил и мирские науки: философию, математику, астрономию

А после смерти отца Иоанн занял его место на службе у халифа.

 

Защитник почитания икон

Богословские интересы у Иоанна Дамаскина пробудились очень рано

Еще в Дамаске он прославился решительной защитой иконопочитания и обличением иконоборцев.

В 726 году император Лев III Исавр, подверг гонениям святые иконы и мощи.

Своих предшественников: императоров и архиереев — он объявил идолопоклонниками, нарушившими главную заповедь Моисея (который, как известно, запретил изображать Божество).

Духовенство же, а в особенности монахи, отнеслось к иконоборчеству очень враждебно.

С годами сопротивление приверженцев почитания икон становилось все упорнее, а борьба против них принимала все более ожесточенный характер. Многие за свою ревность к иконам подвергались наказаниям, изгнаниям и лишениям имений

Сам же спор об иконах был не только обрядовым спором. Это был догматический спор, и в нем вскрывались богословские глубины.

Преподобный Иоанн живо откликнулся на него в трех словах «Против отвергающих святые иконы» (726–730).  Он писал, что запрет Моисея «делать всякое подобие» Божества имел временное значение и был воспитательной мерой для пресечения склонности евреев к идолопоклонству.  Однако, с началом христианской эпохи воспитание кончилось, и в царстве благодати не весь Закон сохранил силу.

Иконоборчество было для Иоанна равносильно не чувствию Богочеловеческой тайны. Конечно, Бог, по чистейшей духовности Своего естества, невидим и потому неизобразим Он не имеет действительного образа в вещественном мире. Однако по благости Своей Бог открыл Себя людям в Боговоплощении, сделавшись таким образом видим и изобразим.

«В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался, — писал Иоанн, — теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, изображаем видимого Бога». Никакого идолопоклонства в почитании икон нет и не может быть, ибо христиане поклоняются «не естеству дерева и красок», но «образу Воплотившегося», через который обнимают и поклоняются Самому Христу.

Находясь вне пределов досягаемости византийских властей, Иоанн разослал различным христианским церквам послания в защиту иконопочитания.

Его писания имели огромное влияние на последователей Христовой веры.

Узнав об этом, император – гонитель Лев Исавр, велел написать поддельное письмо от лица святого Иоанна к себе, в котором преподобный якобы обещает предать Дамаск грекам.

Далее Исавр приказал отправить письмо халифу.  Халиф, поверив клевете, повелел отсечь своему подданному Иоанну правую руку и повесить ее в центре города.

Посде свершившегося, Иоанн, выпросив отсеченную десницу молитвенно, со слезами припал перед иконой Божьей Матери, прося ее помощи со словами: «Владычице, Пресвятая Мати … молю я, чтобы и мою десницу исцелил Он (Бог) по Твоему ходатайству …Пусть сия рука моя напишет то, что Ты Сама позволишь в восхваление Тебя и Сына Твоего, и да поможет своими писаниями православной вере …».

Говоря эти слова со слезами, Иоанн уснул и увидел во сне Пречистую Богоматерь.

Сама Божья Матерь повелела Иоанну, рабу Своему, усердно писать исцеленною рукою в похвалу Свою и Сына Своего.

Проснувшись, и ощутив исцеление, Иоанн молитвенно благодарил Бога и Его Пречистую Матерь за чудное исцеление его десницы.

А в благодарность за исцеление, преподобный, написал хвалебную песнь Пресвятой Богородице «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Около 730 года Иоанн оставил свою прибыльную должность и удалился в монастырь Саввы Освященного под Иерусалимом и постригся там в монахи.

По уставу этой обители каждый вновь прибывший инок должен был поступать под надзор опытного в духовной жизни старца. Игумен стал искать такого наставника для Иоанна. Однако, большинство монахов отказалось, не желая быть учителем человека, чья ученость была известна всему Востоку.

Наконец один из них согласился наставлять Иоанна и прежде всего решил отучить его от мирской гордыни: запретил ему писать послания и даже вести разговоры о светских науках.

Иоанн повиновался этому запрету и стал добросовестно исполнять все возложенные на него поручения. Однажды, старец велел ему отнести корзины на дамасский рынок и продать их там. Иоанн беспрекословно исполнил это поручение.

Свою же самовыражение, он находил в церковной поэзии и в короткий срок сочинил несколько надгробных тропарей, отличавшихся исключительной трогательностью (многие из них и до сих пор употребляются при отпевании умерших).

Наставник Иоанна увидел в этом занятии еще одно проявление гордыни и наложил на него строгую епитимью (наказание), повелев очистить своими руками все отхожие места в лавре.

Иоанн смиренно выполнил и это требование теми же руками, которые прежде умащал дорогими ароматами. После этого старец простил его, но по-прежнему запрещал писать.

Видя его непреклонную суровость, Богородица явилась однажды к нему в ночном видении и сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий источать сладкую и изобильную воду? Не препятствуй источнику течь. Пусть жаждущие стремятся к этой воде».

Старец смутился и больше не запрещал Иоанну писать.

С этого времени Иоанн постоянно трудился над составлением божественных книг и песнопений.

Умер Иоанн Дамаскин около 777 году в возрасте 102 лет.

 

Наследие

Иоанн Дамаскин, оставил нам огромное количество гимнов.  Его называли златоструйным.  Значительную часть его литературного наследия, составляет богослужебная, литургическая поэзия. Он является составителем   богослужебной книги «Октоих».   Дамаскин разработал ряд праздничных канонов (Пасхальный, Рождество, Богоявление, Преображение Вознесение и др.).

Он же составил Типикон лавры прп.Саввы Освященного.

Дамаскин создал сам жанр канонов. В общей сложности ему приписывают более 500 ирмосов, около 75 канонов Минеи, 15 канонов Октоиха, около 450 самогласных стихир, более 100 стихир «на подобен», заупокойные стихиры, и почти 200 «восточных стихир».

Большой известностью пользовались и проповеди преподобного Иоанна Дамаскина Дамаскин  писал жития, составлял праздничные слова и умилительные молитвы, излагал догматы веры и многие таинства богословия.

Как богослов Иоанн Дамаскин собрал и систематизировал все главное, что установили соборы церкви и чему учили ее величайшие богословы.

Главный труд Дамаскина  «Источник знания»   предназначался Иоанном для своего друга, тогда уже епископа Маюмского Косьмы, тоже прославленного Церковью в лике святых.

У нас этот труд известен под названием «Точное изложение православной веры», но это есть только третья часть «Источника знания». 

Книга «Источник знания» — это  обширный догматический свод, состоящий из трех частей. «Диалектика» (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.); «Книга об ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета);  «Точное изложение Православной веры»

По сей день «Точное изложение» является основной символической книгой православия.

 

Память преподобного Иоанна Дамаскина  zaozernaya.ru

Свт. Димитрий Ростовский-.Преп..Иоанн Дамаскин pravbeseda.ru

Преподобный Иоанн Дамаскин azbyka.ru

Иоанн Дамаскин pravmir.ru

Иоанн Дамаскин  bogoslov.ru

 

                  Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.